ГБДОУ ДС №6 г.Санкт-Петербург
 Страничка воспитателя Кипоренко Натальи Ивановны

Как пополнять словарный запас у детей 6-7 лет

Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первыми школьными звонками, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой. Порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы. Подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умение писать и читать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро. А главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут родительского времени.

Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активацию словаря.

По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

Загадай – мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.

При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса – длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок – подснежник, а гриб – подберезовик).

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова. Близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).

Скажи наоборот. Взрослы называет слово, а ребенок- противоположное ему по значению: толстый- тонкий, сильный – слабый, стоять – идти, война – мир и т.д.

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища – еда – корм – продукты; жилище – дом – квартира- здание; идти – шагать- топать – шлепать; веселый – озорной – смешной.

Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

Играем и развиваем грамматический строй речи

Выполняя интересные увлекательные задания в форме игр, ваш ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

Из чего сделано? (С мячом). Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи». А ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например. «У зайца какой хвост? Заячий».

Скажи наоборот. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама просит его подойти – он отходит; мама просит убрать игрушки – он разбрасывает; мама скажет: «Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой мальчик-«наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т.д.

Бывает – не бывает. Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно и отчетливо произносит сочетания слов: кошка летает, рыбка летает, воробей летает, стол прыгает, гусеница прыгает, зайчик прыгает. Собака прыгает, дом прыгает, лодка плавает, топор плавает, утюг плавает, молоток плавает, стол ходит, дом ходит, лампа ходит, рыба ходит и т.д.

Подбери слово. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (вплыла или переплыла)? Бабочка: к цветку (отлетела или подлетела); с ветки на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетела или облетела); в комнату (подлетела или влетела)? Лягушка: к бревну (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (впрыгнула или выпрыгнула); с бревна (отпрыгнула или спрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)?

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

Перечисленные упражнение помогут развить речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.

Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, теплые отношения.

 

 

 

 

 

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА

СЛУШАТЬ И ЧИТАТЬ

С К А З К И»

Уважаемые родители!

Сказка – самый удивительный жанр устного народного творчества.

В ней всё необычно и всё возможно. Через сказку ребёнок получает

представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных,

о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви

и правды.

Сказка – великая сила, но ребёнка нужно учить вдумчиво слушать

и читать её. Для этого есть разные способы.

Чтение вслух. Полнота восприятия сказки во многом зависит от того,

насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько

выразительно вы донесёте образы персонажей, передадите и моральную

направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям.

Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Повторное чтение.Читать и рассказывать сказки надо неоднократно.

При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными.

Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила

эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок вникает в ход

событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей,

их взаимоотношения, поступки.

Пересказ и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать

содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснять своими

словами содержание и мораль сказки. Это может разрушить обаяние

художественного произведения, лишить ребёнка возможности прочувст-

вовать то, что он ещё не может осмыслить.

Знакомство с вариантами. Полезно знакомить ребёнка с вариантами

сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и

поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее.

Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать

в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные

придуманные варианты сказок.

Рассматривание иллюстраций учит замечать художественные

детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения,

чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность,

проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.

Многому научит приём сопоставления иллюстраций разных художни-

ков. Это помогает детям увидеть новое в уже знакомом, глубже

понять смысл сказки. Художник рисунком может многое подсказать

ребёнку - надо только научиться вглядываться в детали.

 

 

 

СКАЗКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЧТЕНИЯ

СТАРШИМ ДОШКОЛЬНИКАМ

Народные сказки

« Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой)

« Лисичка – сестричка и серый волк» (обр. О.Капицы)

« Кот – воркот; Котофей Котофеевич»(обр. И.Карнауховой)

« Сивка – бурка» (обр. М.Балатова)

« Хаврошечка» (обр. А.Толстого)

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр.А.Толстого)

« Царевна – Лягушка» (обр.М.Булатова)

«Василиса Прекрасная» (обр. Афанасьева)

Авторские сказки

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной

царевне Лебеди»

П.Ершов «Конёк – горбунок» (ч.1)

С.Аксаков «Аленький цветочек»

В.Одоевский «Мороз Иванович»

К.Ушинский «Никита Кожемяка»

А.Ремизов «Зайка»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши –

Косые глаза – короткий хвост»;

«Серая шейка»

Н.Телешов «Крупеничка»

П.Бажов «Серебряное копытце»

В.Бианки «Хвосты»; «Как Муравьишка домой спешил»

К.Паустовский «Дремучий медведь»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» (пер. с датского

А.Ганзен)

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави» (пер.с англ. К.Чуковского)

«Как было написано первое письмо» (пер.с англ.К.Чуковского)

О. Уайльд «Мальчик – звезда» (пер.с англ. Т.Озерской)

Д.Родари «Мышка, которая ела кошек»

Д.Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски»

(пер.с англ. Н.Шерешевской)

 

Консультация для родителей:

«Безопасность ребёнка при встрече с незнакомыми людьми»

Еще совсем недавно ваш кроха шагал рядом с вами, крепко держась за руку. Наступает время, когда руку необходимо немного расслабить, а затем и вовсе отпустить. Все чаще подросший ребенок будет гулять во дворе без мамы, но прежде, чем предоставить ребенку самостоятельность, необходимо обеспечить его безопасность. У ребенка нужно сформировать навыки общения с незнакомыми людьми, при этом, не нарушая гармонии его внутреннего мира.

Существует одно единственное правило, которое малыш должен знать, и которому он должен неукоснительно следовать: Вы должны всегда знать, где он находится в любой момент времени.

Если, например, ваши соседи приглашают ребенка в гости посмотреть мультфильмы, или незнакомый дядя на улице просит его о помощи, то он обязательно должен сначала спросить разрешения у вас. Куда бы он ни пошел, он должен сначала поставить вас в известность.

Но бывают ситуации, когда ребёнок не может в данный момент спросить у вас разрешения. В таких случаях без пугающих подробностей ребенку следует объяснить, что он не должен называть незнакомым людям свой адрес, номер телефона, рассказывать о родителях и тем более уходить со двора вслед за незнакомцем. Игрушки помогут вам научить ребенка правильно общаться с незнакомыми людьми.

Разыграйте варианты встреч и придумайте вместе с ребенком фразы, которые помогут ему при встрече с незнакомым человеком.

Например, все дети знают, что нельзя брать сладости у незнакомых людей. Возможно, в действиях незнакомца нет ничего плохого, и он от чистого сердца хочет угостить малыша сладким. Родители должны обучать ребенка не только способам безопасности, но и воспитывать их вежливыми людьми. Достойным ответом в этом случае будет следующая фраза: «Спасибо, но мне нельзя сладкого». Научите ребенка отказывать в вежливой и доброжелательной форме. В случае, когда взрослый незнакомец предлагает малышу пойти с ним посмотреть на щенят (котят, рыбок) вежливость совсем неуместна. На такое предложение ребенок без обиняков должен ответить: «Мне мама запрещает уходить с незнакомыми людьми, и если вы не отстанете от меня, я буду кричать». Невежливо, зато эффективно. Объясните ребенку, к кому он должен обращаться в том случае, если потерял маму в супермаркете или на станции метро. С просьбой о помощи нужно обращаться к человеку в униформе, а на предложение незнакомых людей пойти поискать маму, отвечать конкретно: «Я останусь здесь, мама меня скоро найдет». В целом, дошкольникам лучше всего объяснить необходимость избирательных контактов на доступном для их понимания языке, без запугивания, в сказочной форме, когда герои попадают в схожие ситуации и достойно выходят из них. Это могут быть простые народные сказки, которые учат осторожности или рассказы собственного сочинения. Например:

• "Колобок”,

• "Красная Шапочка”,

• "Волк и семеро козлят”,

• "Серая шейка”

• "Приключения поросёнка Фунтика”,

• "Приключения Буратино” и др.

Также следует оградить детей от негативной информации, бесконтрольно льющейся с экранов телевизоров, от криминальных сводок и сцен насилия. Нельзя пугать страшными рассказами: практика показывает, что именно страх мешает адекватно оценить обстановку и вовремя спастись.

 

Как помочь ребенку развить связную речь ?

 

Мы можем создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения.

 

АЛЬБОМЫ

 

- Создайте фотоальбом о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, о домашних делах, о его комнате, о вашей семье, о домашнем любимце и т.п.

- Альбом нужно непросто сделать и убрать, а обсуждать каждую фотографию с ребенком. Пусть он расскажет, кто изображен на фотографии, что он делает, что было до и после этого.

= Это должен быть настоящий, а не виртуальный альбом. Ребенок может взять его в руки, посмотреть еще раз, показать друзьям, отнести в детский сад. Хорошо, если фотографии наклеены в небольшом альбоме для рисования и радом записан рассказ ребенка. Тогда взрослый, которому ребенок показывает свой альбом, может помочь ему при затруднениях наводящими вопросами.

 

РАССКАЗЫ РЕБЕНКА

- Чаще просите ребенка рассказывать, что он видел, где был, что делал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке, знакомым.

 

ПЕРЕСКАЗЫ

- Попросите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.

- Если вы посмотрели с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном тому, кто с вами не был.

 

 

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки», «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

 

Игры и упражнения для домашних занятий.

- Предложите своей меленькой дочурке превратиться в Золушку  и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые вы перемешали в большой чашке.

- С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера.

- Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, домик, кроватку для куклы, елочку.

- Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

- Лепите со своим ребенком из пластелина, играйте в мозаику и пазлы.

- Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

- Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию вам помогут книжки-раскраски.

- И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Дождик.

Вышел дождик на прогулку.                                   Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

ОН бежит по перекрестку,                                       На каждую строчку загибаем на обеих руках Барабанит по окошку,                                            

                                                                               пальцы, начиная с больших.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал.                                        Встряхиваем ладонями, как будто

                                                                                         Отряхиваем их от воды.

Дождик кончился. Устал.                                          Кладем ладони на стол.

 

 

«Профилактика плоскостопия»

(Консультация для родителей)

 

Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплотнением ее сводов. Плоская стопа бывает врождённой и статической (приобретённой). В результате приобретённого плоскостопия опускается медиальный край стопы, патологически растягивается её связочный аппарат, изменяется положение костей.

 

Все это приводит к повышению утомляемости при ходьбе, боли в икроножных мышцах, снижению физической работоспособности.

 

Для предупреждения развития плоскостопия необходимо соблюдать следующие профилактические меры:

 

- не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука – не более 3-4 см;

 

- для уменьшения деформации свода стопы рекомендуется пользоваться супинаторами, выполнять  корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

 

- выполнять обще-развивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей и дополнительно – специальные упражнения ( ходьба босиком по скошенной траве, галечнику).

 

Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия:

 

(Исходное положение – далее И.п.)

 

И.п. – сидя на гимнастической скамейке ( или на стуле), одна нога вытянута вперёд. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По 10 раз каждой ногой.

 

Тоже в положении стоя.

 

И.п. – стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки и вернуться в И.п.

Повторить 6-8 раз.

 

И.п. – то же. Полуприседания. Повторить 6-8 раз.

 

И.п. – о.с., руки на поясе. Ходьба на наружных сводах стоп 30-60 с.

 

И.п. – то же самое, но носки сомкнуты. Поднять пальцы ног вверх и вернуться в и.п. Повторить 10-15 раз.

 

И.п. – стоя носки вместе, пятки в врозь ( стопы параллельны), руки в стороны, присесть с опорой на всю ступню и вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

 

И.п. – стоя на носках ( стопы параллельны), руки на поясе. Подняться на носки и опуститься на всю ступню. Повторить 8-10 раз.

 

И.п. – стоя на носках. Развернуть пятки наружу и вернуться в и.п. Повторить 8-10 раз.

 

И.п. – стоя, стопы параллельны ( на расстоянии ладони друг от друга). Сгибая пальцы, поднимать внутренние края стоп. Повторить 8-10 раз.

 

И.п. – стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть и выпрямить ноги в коленях и вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз.

 

И.п.- упор присед. Передвижение небольшими шагами, а затем прыжками вперёд. 30-40 см.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ :

Подготовка детей к письму.

 

 

 

 

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. ,,В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

·                  мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных

инструментов, в процессе чего развиваются такие качества ,как точность произвольных движений руки ,глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

·                  пространственной ориентации, в частности ,на листе бумаги, а также в общих направлениях движения(слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.);

·                  чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

·                  изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

      Это прежде всего все виды изобразительной деятельности.   Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически

осваивает изображение различных элементов узора, приемы  расположения элементов на плоскости, учится правильно определять направление линий и движение руки,

развивает глазомер.

         Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких

заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

 

 

 

 

           Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама

или папа показывают ,как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление , расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно

использовать готовые трафареты с изображением предметов.

 

 

 

 

             Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений:

овалов,  линий, крючков, треугольников.

Правила работы с рабочими тетрадями дома.

 

 

 

 

1)   Постоянно контролируйте позу ребенка .Ребенок не должен горбиться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и т.д.

2)   Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет- падать слева.

3)   Следить за тем, как ребенок держит ручку или карандаш. Часто бывает, что ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав в кулак.

4)   Кисть и локоть не должны зависать над столом.

5)   Ребенок не должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.

6)   Время работы с тетрадями не должно превышать 7- 10 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторник, 24.10.2017, 07:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Санкт-Петербург © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz