ГБДОУ ДС №6 г.Санкт-Петербург
 Страничка воспитателя Морген Надежды Михайловны

КАК ВОСПИТАТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ В ДЕТЯХ.

Каждый день нам предоставляется возможность сделать добро. Однако многие, как видно, предпочитают думать только о себе. Свидетельства тому мы видим повсюду: это и дерзкое мошенничество, и агрессивное вождение, и грубые реплики, и вспыльчивость. Психология – «я – центр вселенной» бытует во многих семьях. Но таким детям тяжело заводить друзей, они не дорожат дружбой. И наоборот, дети, проявляющие доброту и отзывчивость, как правило, счастливые и радостные. Как научить детей проявлять доброту и защитить от вездесущей культуры эгоцентризма? Обсудим три ловушки, потворствующие духу себялюбия, а также то, как можно их избежать.

  1. Чрезмерная похвала.

Последние десятилетия стало популярным следующее мнение: для того чтобы поднять самооценку детей, необходимо больше хвалить их. И ни в коем случае не давать им повода думать о себе плохо. Родители из лучших побуждений обрушили на чад безудержный поток похвалы, даже если те не сделали ничего особенно похвального. Каждое достижение, пусть самое незначительное. Возвеличивалось до небес, а каждый проступок, даже весьма серьёзный, оставался в тени. Эти родители считали, что игнорируя ошибки детей и поощряя их за всё остальное, они повышают их самооценку. В результате главным стало не учить детей добиваться успеха в чём-то и испытывать удовлетворение от достигнутого, а просто внушать им чувство довольства собой.

Что можно сделать.

Поставьте цель – исправлять ребёнка, если это необходимо, и хвалить, если он это заслужил. Не хвалите ребёнка только ради того, чтобы он был доволен собой. Это ему не поможет. В книге «Поколение Я» отмечается, что «настоящая уверенность в себе приходит от совершенствования способностей и роста знаний, а не от того, что кто-то тебе сказал: «Ты великолепен, просто потому, что ты существуешь».

Чрезмерная опека.

В последнее время многие родители считают своим долгом защитить любимое дитя от любых трудностей и проблем. Конечно, защищать и опекать своих детей вполне естественно. Но чрезмерная опека прививает им неверный взгляд, будто им не нужно отвечать за свои поступки. В книге «Позитивное наказание для подростков» отмечается: «Вместо того, чтобы учится переносить боль и разочарование, извлекая уроки из пережитого, ( такие) дети растут полными эгоистами, убеждённые, что весь мир , в том числе их родители, перед ними в долгу.»

Что можно сделать.

Учитывая уровень зрелости своих детей, применяйте принцип: каждый отвечает за свои дела. Если ребёнок не справился с контрольной, пусть это станет для него уроком, чтобы в следующий раз он готовился лучше. Дети дошкольники жаждут похвалы родителей, ведь они не видели их целый день. Но радуясь успехам ребёнка, не пропустите того, в чём ему необходима помощь – это и навыки вырезания, и умение закрашивать фигуру, не выходя за контур, и навыки самообслуживания. Дети очень гордятся тем, что их научили чему-то папы или мамы. Одна девочка на вопрос: за что ты любишь свою маму, - ответила: «Она мне всегда всё объясняет и помогает». Учась преодолевать трудности, дети развивают жизнестойкость и уверенность в своих силах. Пусть они сами убедятся, что сегодня они выполнили задание лучше, чем вчера.

3. Всё для любимого ребёнка.

В книге «Эпидемия нарциссизма» говорится: «Родители хотят, чтобы дети были счастливы, а дети хотят иметь разные вещи. И родители покупают им эти вещи. В итоге дети счастливы, но ненадолго. Они опять хотят всё новые и новые вещи». К тому же рекламная индустрия не упускает возможности подогреть потребительский рынок фразами типа «Ты этого достоин». Исследования показывают, что те, кто сосредоточен на материальном, менее счастливы и более удручены. Уровень физических и психических заболеваний среди таких людей тоже выше.

Что можно сделать.

Будьте осторожны, не покупайте вещи в качестве лекарства от назревших проблем. Установите правильные приоритеты и помогите в этом своим детям.

(материал взят на сайте « www.jw.org.ru» )

Пятый год жизни.

 

     Развитие интеллекта на пятом году жизни сохраняет всю стремительность предыдущих лет. Завершается первоначальное, базовое овладение речью. По мнению известных исследователей детства Э. Торндайка, Б. Уайта, Дж. Брунера и многих других, к этому периоду ребёнок проходит полпути в своём интеллектуальном созревании. По-видимому, это преувеличение, но сомнений в его гигантских успехах на пути психологического развития нет.

     С четырёх с половиной до пяти с половиной лет ребёнок достигает таких успехов в осмыслении «я», в самооценке и обучении, в речи, общении, освоении навыков, самостоятельности, т. Е. в. Ориентации в окружающем, что в это время психологи, психиатры, педагоги способны в известных рамках, оценив развитие ребёнка, дать прогноз его грядущих успехов в школе, равно как и в более отдалённом будущем.

     На пятом году жизни малыш считает до пяти, ближе к пяти годам складывает и вычитает в пределах пяти («было четыре яблока, ты два съел, сколько осталось?»). Кстати, счёт до пяти лишь контрольное достижение – многие дети в этом возрасте считают до десяти и более.

     Четырёхлетний запоминает буквы, запоминает и, соблюдая интонацию, декламирует стихи (четверостишия, восьмистишия и т.д.). Нередко дети этого возраста знают и декламируют стихи практически неограниченного объёма, и это - тоже норма.

     Ребёнок этого возраста твёрдо знает свой пол, фамилию и, если его научили, отчество; адрес и транспорт, которым часто пользуется. У него хороший глазомер, и он укажет, какая линяя длиннее или короче, если они отличаются друг от друга не менее чем на сантиметр. Из нескольких частей он складывает картинку.

    Малыш может командовать, подчиняться, согласовывать свои действия с действиями других.  Он соревнуется, стремится к победе, в неудачах более или менее объективно винит себя и других, упрекает, благодарен за помощь, польщён доверием, понимает, что такое личная победа и командная. Ребёнок четырёх с половиной лет способен сознательно быть дисциплинированным, сдержанным и терпеливым при всей своей неуёмности и азартности.

     От четырёх до пяти лет ребёнок определяет положение предметов относительно себя: справа, слева, вверху, внизу, дальше, ближе. Всё это он отражает в рисунке. Совершенствуется глазомер, точнее становится рука.

     Возраст от четырёх с половиной до пяти с половиной лет знаменуется новым уровнем постижения себя, других людей, окружающего мира, т. Е. качественным скачком в формировании личности. Осознание сложности происходящего вокруг него подготавливает ребёнка к выходу на «период застенчивости». Происходит это обыкновенно к пяти с половиной годам. Чувство стыда – стержень застенчивости. Чувство стыда – основа нравственности. Стыд – родник совести. Пробуждайте в ребёнке это чувство, оно защитит ребёнка от бесчеловечных мыслей и поступков.

     В период застенчивости ребёнок стихийно доходит до мудрости: «Я знаю, что ничего не знаю». Но в этот период появляется опасность перехода ребёнком черты, за которой естественная неуверенность в себе может привести к капитуляции и к комплексу неуверенности в себе. И мы ободряем малыша, подвигаем к смелости и оптимизму: «Мы учим тебя, мы готовим тебя, старайся и ты всё поймёшь, всё будешь уметь и всё будешь знать».

Короткие ответы на серьёзные вопросы.

 

Почему нужна дисциплина?

- Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности. Почему дети, как правило, в начале года плачут и не хотят идти в детский сад, хотя целый год ходили в младшую группу?  Они привыкают к новым правилам и к новой обстановке.

Правила о правилах.

- Ребёнок чувствует себя более защищённым в условиях заведённого порядка и определённых правил поведения, но всё равно стремиться постоянно их нарушать.

Как найти путь к бесконфликтной дисциплине ребёнка?

Правило №1   

               Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны  быть в жизни каждого ребёнка.

 Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как  можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.  В результате они начинают идти на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.

Правило №2

                Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много,     и они должны быть гибкими.

 Это правило предостерегает от крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения.

   Оба правила, вместе взятые, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов «можно»,  « следует», «нельзя».

        

               

Правило №3.

- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

    Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность  детей: почему им нужно так много бегать, прыгать, шумно играть,  лазить по деревьям,  бросать камни,   хватать, открывать, разбирать?  Ответ прост: всё это и многое другое – проявление естественных  и очень важных для детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – всё равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться  о том, чтобы направить её движение в удобное и безопасное русло. Исследовать лужи можно, но в высоких сапогах, разбирать часы можно, но только старые и те, которые давно не ходят, играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон, даже бросать камни можно, если позаботиться, чтобы при этом никто не пострадал.

 

Правило №4.

- Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

  Если правила не согласовывать, ребёнку невозможно их усвоить. Он привыкает добиваться своего, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи не становятся лучше. Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребёнка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

Правило №5.

- Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

  Любой запрет желаемого для ребёнка труде, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Н вопрос ребёнка: «Почему нельзя?»,  не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал». Лучше ответить: «Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться»…. Объяснение должно быть коротким и объясняться один раз. Если ребёнок снова спрашивает вас «Почему», это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть своё желание. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме: «Спичками не играют», вместо «Не смей играть спичками».

Зачем нам игрушки?

 

«Игра — это естественное занятие каждого ребенка. Она дает много возможностей учиться, развивает физические и умственные способности, а также умение общаться. Если игру можно сравнить с работой, то игрушки — это рабочие инструменты детей, и хорошая игрушка поможет ребенку делать свою работу хорошо». Так говорится в одном правительственном документе, в котором даны рекомендации по правильному выбору игрушек.

Конечно, игрушки популярны потому, что они нравятся детям. И тем не менее, стоит учитывать, насколько игрушка способствуют развитию ребенка. Например, когда ребенок толкает игрушечную машинку, развиваются моторные функции его организма. Прыгая через скакалку, он улучшает координацию движений. Когда ребенок становится на одну ногу, чтобы другой ударить по мячу, или когда катается на велосипеде, он учится держать равновесие. И когда он строит что-нибудь из кубиков или рисует, то вырабатывает точность движений.

А как игра влияет на интеллект ребенка? У него развиваются языковые навыки, когда он играет в игры с пением или скороговорками, например прыгая через скакалку или играя в догонялки. Когда ребенок строит башню из кубиков, собирает пазл, следует правилам игры, исполняет роли или наряжается в костюмы героев, он развивает свои творческие способности. То же самое происходит, когда он играет на музыкальных инструментах, рисует, лепит, вышивает или что-то мастерит.

Не менее важно то, как игра помогает обрести навыки общения. Это происходит, например, когда дети разбиваются на команды и играют в мяч. Вот что сказал доктор медицины Брюс Данкан Перри: «Во время игры ребята начинают понимать других детей, учатся сочувствовать им и учитывать их интересы. Играя со сверстниками, мальчики и девочки осваивают систему социальных правил, учатся мириться с тем, что не всё и не всегда происходит по их желанию».

С помощью игрушек дети подражают тому, что делают взрослые. Еще греческий философ Аристотель заметил, что «подражать присуще людям с детства». В своих играх дети проигрывают многие повседневные занятия взрослых. Мы не раз видели, как маленькая девочка качает куклу: спустя годы она будет так баюкать своего настоящего ребенка. Или она может понарошку готовить «еду» для своих маленьких друзей. Точно так же мальчики по кругу катают машинки, даже воспроизводят звук мотора, готовясь к реальной жизни. Так что, выбирая для детей игрушки, надо принимать в расчет некоторые факторы. Почему?

 

 

Критерии готовности ребенка к школе

 

        Последнее лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Лето – достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

 Что же такое «школьная зрелость» или психологическая готовность к школе? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:

1.      Интеллектуальная:

  • умение выделить фигуру из фона;
  • способность концентрировать внимание;
  • устанавливать связи между явлениями и событиями;
  • возможность логического запоминания;
  • умение воспроизводить образец;
  • развитие тонких движений руки и их координации.

2.      Эмоциональная:

  • ослабление импульсивных реакций;
  • умение длительно выполнять не очень привлекательную работу;
  • развитие произвольности поведения.

3.      Социальная:

  • общение со сверстниками;
  • умение подчинять свое поведение законам детских групп;
  • способность принимать роль ученика;
  • умение слушать;
  • умение выполнять указания учителя.

За основу готовности к школе, т.о., принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту, дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый научиться читать, писать, но к моменту поступления в школу важнее иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. способность ребенка к обучению. А мы стремимся научить их читать, писать, считать, но не это важно.

Каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того, чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаю вам короткий тест: «Готов ли ребенок к школе?» (тест для родителей).

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнить с любым членом семьи.

1. Для развития интеллектуальной сферы очень полезно будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Восприятие (отражение объекта в целом, слуховое и зрительное):

  • складывание разрезных картинок;
  • узнай предмет по контуру;
  • составление узоров из геометрических фигур.

Память (запечатление, сохранение, воспроизведение информации):

  • разучивайте стихи, скороговорки, сочиняйте сказки;
  • просите повторять наизусть услышанный текст, пересказывать его своими словами;        запоминание различных предметов, их количество, взаиморасположение;
  • обращайте внимание ребенка на детали окружающей обстановки;
  • запоминание последовательности цифр (номер телефона).

Внимание (невнимание есть рассеянность, 7+/-2 объекта):

  • в статье газеты вычеркивать, подчеркивать определенные буквы в течении 2-х минут, главное без ошибок;
  • запомнить предметы в течении 3-4 секунд и перечислить их;
  • игры-лабиринты (проследить дорожку).

Мышление:

  • сравнение двух почти одинаковых рисунков (найти различия);
  • «четвертый лишний» (слова, картинки);
  • «Чего не хватает?»

Тонкая моторика рук:

  • лепка, рисование, игры с конструктором LEGO;
  • разминать пальцами тесто, глину, мять паралоновые шарики, губку;
  • катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
  • хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
  • нанизывать бусинки, пуговки на нитки;
  • завязывать узлы на толстой и тонкой веревках;
  • штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой (важно научить ребенка правильно держать пишущий предмет);
  • делать пальчиковую гимнастику;
  • рисовать узоры по клеточкам в тетради;
  • рассортировать крупу (горох, рис, гречка).

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракуль, лепка и многое другое поможет ребенку научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Навык правильно держать пишущий предмет формируется к 4-м годам, а далее он закрепляется или переучивается, хотя это очень трудно (вдень не более 20 минут держание ручки).

Вас должно насторожить, если ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

2. Уже говорили, что важная составляющая школьной зрелости – произвольность поведения. Что означает это понятие?

Любое действие человека (как взрослого, так и маленького) «запускается» механизмом, в основе которого лежит побуждение – желание овладеть тем или иным объектом, получить тот или иной результат. Но у взрослого и у ребенка эти желания-побуждения существенно различаются. У ребенка побуждения импульсивны и кратковременны, т.е. он действует как бы не по собственному желанию, а по логике той ситуации, в которой оказался. Видит игрушку и тянется к ней, хотя за минуту до того имел совсем другие желания. Однако, если не удается получить желаемое, ребенок может быстро об этом забыть, особенно, если удается переключить его внимание на что-то другое.

Почему же он так легко переключается? А дело в том, что нескольких желаний-побуждений у ребенка дошкольного возраста, как правило, не бывает. Его побуждения «живут» очень ограниченное время и угасают. Поэтому удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста – задача большой сложности, поэтому-то и в 1 кл. на уроке идет смена нескольких видов деятельности (учебный материал, физкультминутка, игра).

Иная картина характерна для детей 7-8 лет. Побуждения становятся все более растянутыми во времени, устойчивыми и пересекаются с другими желаниями. Например: он слушает, потому что хочет сам, потому что это нужно.

Произвольность, способность действовать по собственной воле, возникает в период дошкольного детства и среди первоклассников еще очень много детей импульсивных, не умеющих управлять своим поведением. В классе такие дети могут встать, побежать к окну. Конечно, это возрастное явление со временем проходит, однако в условиях коллективного обучения импульсивные дети нарушают его ход, отвлекая других детей и преподавателя.

Итак, формулируем произвольность – умение детей:

  • сознательно подчинять свои действия правилу;
  • ориентироваться на заданную систему требований;
  • внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу (Пр.: написать страницу –);
  • доводить дело до конца.

Всему этому помогут игры, где есть ведущий и игрок и у каждого своя роль.

При поступлении в школу у ребенка должен сформироваться учебный мотив, но может преобладать и игровой. Чтобы проверить своего ребенка предлагаю следующее задание:

1)                     «Ты умеешь рисовать O ? Нарисуй (можно показать образец) мне». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.

2)                     «Представь, что это буква О. Напиши так, чтобы за нее можно было поставить оценку 5, сколько сможешь». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.

3)                     Игра «Представь, что «О» это капуста и зайчик будет прятаться за нее от волка». Оценивается: усидчивость, количество (не менее 1 страницы), качество.

Затем по каждому из 3-х заданий сравниваются результаты и можно сделать вывод: Какой мотив преобладает игровой или учебный, усидчивость при выполнении не очень привлекательной работы, качество выполнения.

3.Социальная сфера. Ребенок связан с окружающими его людьми взаимными правилами и обязанностями:

  • «для себя» - отстаивание правил;
  • «для других» - выполнение обязанностей.

Сила той и другой потребности контролируется нормой поведения в данном обществе.

И нам в этом помогут игры, где ребенок будет принимать роль игрока, ведущего, учиться слушать и выполнять условия игры, выражать свои мысли.

В заключении хочется сказать: как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый! Но необходимо смотреть и воспринимать свое чадо не слепо, а реально.

                                            (Материал взят  на сайте nsportal)

Компьютер и детская психика.
 Говорим о влиянии компьютера на зрение, осанку детей; об угрозе гиподинамии (малоподвижном образе жизни).
Но есть более важная область: психика ребенка. В раннем возрасте она особенно ранима. Последствия влияния компьютерных игр сравнивают с наркотической зависимостью (игроманией).

Японцы очень заботятся о здоровье, и особенно детском. Появилось сообщение, что японские ученые сделали открытие: компьютерные игры останавливают развитие лобных долей мозга. Эти доли мозга отвечают за поведение человека, эмоции, обучение, память.

- Что говорит по этому поводу официальная медицина?
- Есть ли советы, как компенсировать недостаток развития мозга?
- Можно ли предупредить зависимость и вредное влияние на детскую психику (не запрещая занятий на компьютере)?
Чрезмерное увлечение компьютерами (смартфонами, мобильными электронными устройствами, игровыми приставками и т.п.) впрямую влияет на мозг:
- более активно развивается левое полушарие мозга, которое отвечает за сбор информации и рациональное мышление;
- правое полушарие практически не исп
Вторник, 24.10.2017, 07:01
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Санкт-Петербург © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz