ГБДОУ ДС №6 г.Санкт-Петербург
 Страничка воспитателя Захаровой Татьяны Владимировна

Если ваш ребенок дерется

консультация

Цель:  Углубить знания родителей о психических и физических особенностях   детей раннего возраста.

Детская агрессивность -      явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. И родителям, для того чтобы агрессивность не стала устойчивой личностной чертой, следует разбираться в этих особенностях. Агрессивным  часто называют  ребенка,  который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение в той или иной ситуации и агрессивный ребенок  (где агрессивные проявления считаются личностной чертой).

В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять  на угрозы, ругательства, оскорбления либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции родителей такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемым в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе как об агрессивном ребенке.

Причины агрессии – психологическое   ограничение, как физиологическое лишает человека свободы действий. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является « нельзя», которое говорят ему родители при попытках освоить большой и незнакомый мир. Неправильные,  несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источниками гнева. Препятствия в достижении цели также могут являться причиной гнева.  Кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния. Как правило, внимательные мамы могут легко определить состояние своего ребенка. Умение замечать состояние своего ребенка может пригодиться родителям для того, чтобы научить своего ребенка выражать гнев в социально приемлимых, а  не агрессивно-деструктивных формах. Надо не ждать спонтанной реакции агрессии, а, заметив ее приближение, направить в подготовленное русло. Агрессивные действия наблюдаются уже у маленьких детей, и по мере взросления детей можно отметить устойчивость выраженности агрессивности, т. е. агрессивный ребенок вырастет агрессивным взрослым. Это позволяет предположить, что уровень агрессивности представляет собой врожденную характеристику человека, которая имея под собой благоприятную почву, становится устойчивой личностной чертой.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль в его поведении играет среда воспитания: эмоциональные отношения, которые существуют в семье, принятые формы поведения, реакция взрослых на различные действия ребенка, принципы воспитания. Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность (возбудимость нервной системы). Последние исследования в области изучения агрессивности человека показали, что на формирование данной черты влияют 4 момента:

1.)    Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).

2.)    Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и   взрослым (т. е. поощрение такого поведения).

3)      Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).

4)      Индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).

Лишь ¼ от перечисленного - врожденные особенности. А 3/4- особенности

социального окружения ребенка, в котором основная роль отводится матери.

Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своих детей, следует разобраться со своими собственными.

  Памятка для родителей                 

Почти у каждого здорового малыша до трех лет бывают периоды  наступательного агрессивного поведения в детской группе. Пройдет этот период, и освоит ли ребенок новые формы взаимоотношений со сверстниками, или закрепятся агрессивные формы - зависит в первую очередь от родителей.

                                               Что делать если ребенок дерется?

1. Во- первых, нужно быть готовым к тому, что ребенок будет осваивать активные, физические способы взаимодействия (толкаться, пинаться, кусаться, драться.)

2. Во-вторых, необходимо понаблюдать и проанализировать, чем вызвано такое поведение (утомился, голоден, плохо себя чувствует, недостаток внимания, вседозволенность в семье, копирует чужое поведение).

3. В третьих, стоит ответить себе честно на вопросы: « А как должен вести себя мой ребенок в подобных ситуациях», « Что я сама умею и чему могу научить ребенка, чтобы он вел себя соответственно желаемому?».

4. В четвертых, нужно выполнять следующие правила во время обучения:

  • Находиться рядом с малышом, чтобы быстро реагировать на ситуацию.
  • Стараться предупреждать ситуацию, не ждать, пока ребенок использует деструктивный способ. При первых признаках  агрессии направить малыша по желаемому пути: отвлечь,  предложить другую игрушку, изменить место игры,  поменяться с другим ребенком игрушкой, поиграть вместе с ним, настоять на возвращении отнятого.
  • Если ваш ребенок сделал все правильно, как вы его учили, Необходимо его похвалить,  обнять, побыть рядом  (закрепить новое поведение  своим вниманием). Самая лучшая       поддержка для малыша – это любовь и внимание мамы. 

Правша или левша? Определяем ведущую руку ребенка.

 

Начиная готовить руку к письму, многие родители сталкиваются  с трудностями определения ведущей руки ребенка. И тут возникает множество вопросов: Правша или левша? Надо ли переучивать левшу? Что будет, если мой ребенок – левша?

При подготовке руки к письму необходимо сначала определить ведущую руку ребенка, а потом уже учить его правильно работать этой рукой. У большинства детей ведущей является правая рука и ребенок все активные действия выполняет именно правой рукой. Но есть дети, которые вырезают левой рукой, а рисуют – правой, ложку держат левой рукой, а кубики складывают – правой.  В таком случае, конечно, надо определить, какая же рука у ребенка ведущая.

Что будет, если левшу научить писать правой рукой? - спрашивают родители. Неправильное определение ведущей руки пагубно сказывается на развитии и состоянии ребенка. Переученные левши отличаются повышенной тревожностью, утомляемостью, капризами и проблемами в поведении. Чтобы этого избежать, в возрасте  4-5 лет необходимо определить ведущую руку ребенка. Как определить, кто ваш ребенок - правша или левша?

Вы можете протестировать ребенка самостоятельно с помощью несложных тестов и своих наблюдений, определить руку ребенка. Если все-таки возникают сомнения и вы не можете определить, какой же рукой ребенку лучше писать, то необходимо обратиться к психологу, который поможет вам и даст какие-то рекомендации по развитию ребенка.

По мнению психологов руку ребенка можно определять с 4-5 лет. Все тесты выполняются легко  и быстро, без какой-либо подготовки ребенка. Важно определить, какой рукой ребенку удобнее работать без вмешательства взрослого. Причем, наиболее информативными оказываются незнакомые ребенку действия, т.е. такие, которые он ранее не делал. 

Когда мы начинаем учить ребенка каким-то действиям, то вкладываем предметы в правую руку: ложку даем в правую руку, чашку, карандаш тоже. И ребенок, даже если он левша, привыкает держать эти предметы в правой руке. Но работать этой рукой леворукому ребенку трудно. Поэтому, проводя тесты, мы не напоминаем, как держать предметы, не стоит говорить, что будем определять руку или что-то подобное.

Мы предлагаем ребенку просто поиграть, причем, напоминаем, что делать надо так, как ему удобнее. А затем предлагаем ребенку быстро выполнить  несколько заданий, фиксируя, какую руку ребенок использует более активно. Для этой цели удобно сделать табличку, в которую заносить результаты наблюдений. Например, если правая рука использовалась, то пишем П, левая – Л, обе – О.

Простые тесты для определения ведущей руки ребенка

Сделай замок. Попросите ребенка соединить ладони в замок. У левшей сверху будет большой палец левой руки.

 Название: bullet_ball_red Закрути крышку. Предложите ребенку закрутить крышки на 2-3 бутылочках. Ведущая рука будет закручивать.

  Название: bullet_ball_redВырезать фигуру по контуру. Предложите ребенку вырезать круг, квадрат или другую фигуру. Ведущая рука держит ножницы.

Название: bullet_ball_red  Собери бусы. Надо на нитку или шнурок нанизать бусины или пуговицы. Ведущая рука выполняет более активные действия.

Название: bullet_ball_red  Намотай нитку на катушку. Ведущая рука наматывает.

 

Название: bullet_ball_red  Разложи карточки. Наблюдайте, какой рукой ребенок раздает.

 

Название: bullet_ball_red  Стряхни пыль с одежды.

 

Название: bullet_ball_red  Закрыть и открыть молнию на сумке. Ведущая рука будет двигать ползунок.

 Название: bullet_ball_red Возьми стакан и выпей воды. Обратите внмание, какой рукой ребенок взял стакан.

Название: bullet_ball_red  Достань книгу с полки.

 

Название: bullet_ball_red  Перемешай ложкой сахар в чашке или песок в песочнице.

 

Название: bullet_ball_red  Найди спичку с обломанным кончиком в коробках. Заметьте, какой рукой ребенок открывает и закрывает коробки.

Название: bullet_ball_red  Сложи узор по образцу из палочек, пуговиц или фигурок. Ведущая рука будет брать фигуры и выкладывать их.

Нарисуй предмет. Чтобы уточнить, какой рукой ребенку легче  выполнять графические действия, предложите ему нарисовать что-то очень простое правой рукой, а потом - левой. Сравните рисунки.

Рисование с закрытыми глазами. Дайте ребенку карандаши в обе руки и предложите ребенку нарисовать  круг, квадрат, треугольник сразу двумя руками с закрытыми глазами. Обратите внимание  на качество рисунков. Ведущая рука нарисует более четкие  линии и правильные соединения.

Остались сомнения? Предложите постучать указательным пальчиком по столу.  10 секунд надо стучать пальчиком правой руки, затем еще 10 секунд – левой. И так 3 раза. Вы фиксируете, сколько ударов сделал ребенок каждой рукой, а затем находите среднее значение для правой руки и левой. Ведущая рука обладает более высокой скоростью.

Записывая  результаты всех тестов в таблицу, вы увидите, какую руку ребенок выбирал чаще. Вот эта рука и будет ведущей, эту руку и будем готовить к письму.

Ваш ребенок – левша? Не стоит огорчаться и переживать по этому поводу. Надо только учесть особенности ребенка и всячески ему помогать. Для этого есть специальные ручки  и  ножницы для левшей. 

Если же вас еще остались сомнения, обратитесь к психологу и специалист поможет вам наверняка определить ведущую руку ребенка и подскажет что и как развивать. 

 

 

 

 

Кризис трех лет. Возраст строптивости.

К трем годам родители часто обнаруживают, что с малышом не так-то просто справиться. Он вдруг перестает слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него бурю протеста. Почему же это происходит? И как призвать кроху к порядку?

«Кривая» развития

Слово «кризис» никаких приятных эмоций не вызывает. Более того, на ум тут же приходят ассоциации, связанные с проблемами, болезнями, денежными неурядицами и тому подобными неприятностями. Почему? Да просто никто из нас не любит перемен. Перемены – это не только приобретения, но и потери: старого, привычного, удобного. Кризисы развития здесь не исключение. Рост, становление личности неумолимо означает отказ от прежних форм поведения, к которым привыкли не только вы, но, в первую очередь, ваш ребенок. Однако доверимся мудрости известного всему миру отечественного психолога Л. С. Выготского: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, то их следовало бы выдумать теоретически». А почему это так, попытаемся понять. Становление личности - процесс не равномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, существуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. На протяжении относительно короткого времени - от нескольких месяцев до одного года, наблюдается нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, который становится капризным и трудновоспитуемым. Именно эти поворотные пункты и получили название кризисов детского развития. Хотя подобного рода проявления характерны не для всех детей, но чаще всего в той или иной степени они все-таки существуют. Кризисов, которые будет преодолевать (и уже преодолел) ваш ребенок, на самом деле не так уж и мало: это кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, всем известный кризис подросткового возраста. Нужно отметить, что названия кризисов (кроме, наверное, новорожденности) очень условны, и время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни. Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев:

 

  1. «Острый» период Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.
  2. Трудновоспитуемость Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды.
  3. Впечатление регресса Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.
Трудное семизвездие

Общие признаки характерны абсолютно для всех кризисов: будь то годовалый малыш или трудный подросток. Однако каждый кризис служит своей цели развития личности, а значит, имеет свои проявления - и положительные, и отрицательные. Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. И это хорошо: можно найти много информации, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша. Но есть и другая сторона вопроса: кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости. К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою.

Негативизм В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

  1. Упрямство Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?
  2. Строптивость Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.
  3. Своеволие Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.
  4. Обесценивание Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.
  5. Протест-бунт Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
  6. Деспотизм

Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

Обратная сторона кризиса

Перечисленные выше особенности кризиса трех лет могут повергнуть в замешательство многих счастливых родителей младенцев или двухлеток. Однако все, разумеется, не так страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вы должны твердо помнить о том, что внешние негативные признаки - это лишь обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. В каждый период развития ребенок имеет совершенно особые, приемлемые только для данного возраста потребности, средства, способы взаимодействия с миром и осознания себя. Отслужив свой срок, они должны уступить место новым - совершенно иным, однако единственно возможным в изменившейся ситуации. Возникновение нового обязательно означает отмирание старого, отказ от уже освоенных моделей поведения, взаимодействия с окружающим миром. И в периоды кризисов, как никогда больше, идет огромная конструктивная работа развития, резкие, значительные сдвиги и изменения в личности ребенка. К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.

 

«Зри в корень»

Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года - становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых. Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности. К этому возрасту все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Казалось, еще недавно ваш малыш, смотрящий в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас он говорит: «Это я», понимает, что это он изображен на собственных фотографиях, что это его, а не какого-то другого малыша, чумазая рожица улыбается из зеркала. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. Правда, осознание «Я» трехлетнего карапуза еще отличается от нашего. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер, развернутый вовне: оценка своего достижения и сопоставление ее с оценкой окружающих. Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам». Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждый родитель наверняка не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что-то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место. До какого-то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать все это самому. При этом ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества - независимость, самостоятельность. Конечно, давать трехлетке право на полную самостоятельность совершенно неправильно: ведь уже многое освоив к своему юному возрасту, малыш еще не полностью осознает свои возможности, не умеет выражать мысли, планировать. Однако важно почувствовать происходящие в ребенке перемены, изменения в его мотивационной сфере и отношении к себе. Тогда критические проявления, характерные для растущего человека в этом возрасте, могут быть облегчены. Детско-родительские отношения должны войти в качественно новое русло и быть основаны на уважении и терпении родителей. Меняется и отношение ребенка к взрослому. Это уже не просто источник тепла и заботы, но и образец для подражания, воплощение правильности и совершенства. Пытаясь одним словом описать то важнейшее, что приобретается в результате кризиса трех лет, можно назвать его вслед за исследователем детской психологии М. И. Лисиной, гордостью за достижения. Это совершенно новый комплекс поведения, в основе которого лежат сложившееся у детей на протяжении раннего детства отношение к действительности, к взрослому как к образцу. А также отношение к себе, опосредованное собственными достижениями. Суть нового поведенческого комплекса состоит в следующем: во-первых, ребенок начинает стремиться к достижению результата своей деятельности - настойчиво, целенаправленно, невзирая на встречающиеся сложности и неудачи. Во-вторых, появляется желание продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной мере теряют свою ценность. В-третьих, в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства - повышенная обидчивость,эмоциональные вспышки по пустякам, чувствительность в отношении признания достижений родителями, бабушками и другими значимыми и важными в жизни малыша людьми.

Осторожно: трехлетка

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Понимание внутренних механизмов поможет вам быть терпимее к своему ребенку. Однако в сложных ситуациях даже понимание может оказаться недостаточным, чтобы справиться к «капризами» и «скандалами». Поэтому лучше заранее подготовиться к возможным ссорам: как говорится, «тяжело в ученье, легко в бою». 1) Спокойствие, только спокойствие Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Конечно, они могут происходить и в другие, «стабильные» периоды развития, но тогда это случается гораздо реже и с меньшей интенсивностью. Рекомендации же к поведению в таких ситуациях будут те же: ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. К трем годам вы уже достаточно хорошо знаете своего ребенка и наверняка имеете в запасе парочку способов того, как можно успокоить малыша. Кто-то привык просто игнорировать такие всплески негативных эмоций или реагировать на них по возможности спокойно. Данный способ очень хорош, если ... он срабатывает. Однако найдется немало малышей, которые способны «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. Поэтому полезным может оказаться «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.

2) Методом проб и ошибок Три года – это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире». Вы ведь хотите, чтобы из вашего малыша вырос здоровый человек с адекватной самооценкой, уверенный в собственных силах. Все эти качества закладываются именно здесь и сейчас - путем проб, достижений и ошибок. Дайте возможность своему малышу делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем. Но для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше, вчерашнем младенце, самостоятельного человека, который имеет право идти своим путем и быть понятым. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности, то развитие маленького человечка нарушается: и вместо воли, независимости формируется обостренное чувство стыда и неуверенности. Конечно, путь свободы - это не путь попустительства. Определите для себя те границы, выходить за которые ребенок не имеет права. Например, нельзя играть на проезжей части, нельзя пропускать дневной сон, нельзя гулять по лесу без шапки и т.д. Придерживаться этих границ вы должны при любых обсстоятельствах. В других ситуациях предоставьте малышу свободу действовать по его собственному разумению

3) Свобода выбора Право на собственное решение - один из основных признаков того, насколько свободными мы чувствуем себя в той или иной ситуации. Такое же восприятие действительности и у трехлетнего малыша. Большинство негативных проявлений кризиса трех лет из описанного выше «семизвездия» - это результат того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях, действиях, поступках. Конечно, отпускать трехлетнего карапуза в «свободный полет» было бы безумием, но возможность самому принимать решения вы просто обязаны ему предоставить. Это позволит сформировать ребенку нужные в жизни качества, а вам - справиться с некоторыми негативными проявлениями кризиса трех лет. Малыш на все говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его! Предложите ему два варианта: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или из зеленой тарелки. Вы сбережете нервы, а ребенок получит удовольствие и увереность в том, что с его мнением считаются. Малыш упрямится, и вы не можете никак переубедить его? Постарайтесь «инсценировать» такие ситуации в «безопасных» условиях. Например, когда вы никуда не торопитесь и можете выбирать из нескольких вариантов. Ведь если малышу удается отстоять свою точку зрения, он получает уверенность в своих силах, значимость собственного мнения. Упрямство - это начало развития воли, достижения поставленной цели. И в ваших силах направить его именно в эту сторону, а не сделать источником «ослиной» черты характера на всю жизнь. Стоит также упомянуть и известный некоторым родителям прием «сделать наоборот». Устав от бесконечных «нет», «не хочу» и «не буду», мама начинает энергично убеждать своего кроху в обратном тому, чего она доб

Вторник, 24.10.2017, 06:59
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Санкт-Петербург © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz