ГБДОУ ДС №6 г.Санкт-Петербург
 Страничка воспитателя Горбаневой Алины Александровны

   

Если ребенок дерется. Детская агрессивность.

 

Агрессивность обнаруживается очень рано — в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста - малышу в чем-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность — это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях.

Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.

Основные причины детской агрессии:

1. «холодное» поведение мамы – отчужденность, равнодушие, излишняя критика;

2. игнорирование мамой и папой его агрессивных проявлений - ребенок воспринимает это как поощрение такого поведения;

3. слишком суровое воспитание – физические наказания, унижения;

4. агрессивные родители, и тут важен даже не столько дурной пример, сколько то, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью, поэтому не могут научить этому ребенка;

5. фильмы, мультики, передачи агрессивного содержания. Герои фильмов зачастую агрессивны, а детям хочется им подражать;

6. агрессивное поведение сверстников. Если в детском саду кто-то обижает ребенка, то он может взять такой способ общения «на вооружение», он просто посчитает что так принято или что так он защитит себя.

Агрессия на сверстников

Примерно к трем годам агрессия перенаправляется на ровесников. В основном, ребенок конфликтует чтобы проявить себя, чтобы «последнее слово» осталось за ним. Излюбленные способы: ударить ведерком по голове, высыпать песок в лицо, укусить, ударить или толкнуть. Чуть позже наш герой научится контролировать себя, усвоит так называемые социальные нормы.

Что делать? Хорошо, если родители будут мудры и предложат другой способ выражения своего состояния. В противном случае, агрессия «уйдет внутрь» и проявится хныканьем, бурчанием, упрямством или непослушанием. Драки между детьми неизбежны. Их надо пресекать и учить ребенка говорить, что не нравится прежде, чем бить другого

Агрессия на родителей

Малышу важно не только почувствовать свою силу, но и понять, что родители сильнее него. Поэтому нельзя позволять ребенку бить себя.

Что делать? «Сядьте на корточки, возьмите ребенка за руки и скажите спокойным, но твердым голосом, что вас бить нельзя. Ребенок может вырываться и кричать, следует повторить свои слова так же спокойно и твердо. Скорее всего, это необходимо будет сделать не один раз.

Стоит ли наказывать за агрессивное поведение?

С одной стороны, если ребенку один раз удалось добиться агрессией того, что он хотел, то он и впредь будет прибегать к такому способу. Но наказание за агрессию обязательно приведет к ее усилению. После наказания ребенок, возможно, и перестанет драться во дворе или портить вещи, но эта загнанная внутрь агрессия обязательно проявится как-нибудь еще: не дома, так в детском саду в виде обидных прозвищ в адрес сверстников. Если вдуматься, наказание – самый яркий пример, демонстрирующий ребенку, что жестокость вполне годится в качестве меры воздействия.

Что может помочь в такой ситуации:

1. Объясните ребенку, что с ним происходит. Например: «Ты сейчас очень злишься на меня, потому что я не купила тебе мороженое».

2. Покажите ребенку, что вы его понимаете: «Конечно, ты можешь быть недоволен». Не стоит говорить детям, что хорошие мальчики никогда не злятся. Дети не должны винить себя за свою естественную агрессивность.

3. Дайте ребенку понять, что вам не нравится его поведение, а не он сам. Например: «Я очень огорчена тем, что ты не убрал за собой посуду, как мы с тобой договаривались».

4. Предложите новые способы выражения агрессии. Например, вместо раскидывания игрушек и драки можно потопать ногами или покричать, бить руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч.

5. Важно, чтобы в семье были четкие правила и одинаковые требования к ребенку у всех окружающих его взрослых.

6. Поощряйте ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает, научите прямо говорить о своих чувствах, о том, что нравится, а что нет.

7. Предложите ему игры, которые научат его управлять своими эмоциями, например:

«Сварливый жук»

Тщательно обыщите вашего малыша на предмет наличия воображаемого сварливого жука. Проверьте в ушах. Посмотрите в подмышках. На рубашке. В карманах. "Найдите" его, а когда найдете, поймайте и выбросьте в окно.

Агрессивное поведение ребенка естественно, но с самого начала проявления агрессии родители должны знать, почему это происходит, и правильно реагировать.

 

 

Ребенок и компьютер

Сначала малыш наблюдает за мамиными действиями из детского стульчика. Потом, научившись ползать, с удовольствием нажимает на кнопки стоящего на полу системного блока. Наконец малыш встал на ножки, научился ходить, а потом и взбираться на стул, и уже под угрозой клавиатура и мышь. Поздравляем, ваш малыш вырос и стремительно влился в ряды компьютероманов. И дальше дело только за вами: как вы организуете познавательный процесс малыша с помощью компьютера, так и будет ребенок к нему относиться.

С полутора лет можно осторожно и постепенно вводить ребенка в курс дела. Сначала малышу не под силу даже простые игры, зато подойдут элементарные "стучалки": программы, основанные на принципе блокировки клавиатуры. Во время загрузки игры меркнет экран монитора, и на какую бы клавишу ребенок ни нажал, на нем появляются рыбки, цветочки, бабочки, в зависимости от того, что заложено в программу. Вам кажется, это бессмысленно? Отнюдь, таким образом малыш развивает пальчики, начинает понимать причинно-следственные связи. Причем не в бытовом смысле: бросил игрушку - она сломалась, а в более отстраненном: нажал кнопку на клавиатуре - появилась рыбка на экране. В этом возрасте можно смотреть вместе с ребенком картинки с помощью компьютера: семейные фотографии или демонстрационный материал, так называемые презентации какой-то области знаний (жизнь человека, природа, география, и прочее). Презентации расширяют кругозор, знакомят с другими сторонами жизни, демонстрируют разнообразие мира. А смотреть иллюстрации на экране монитора не вреднее, нежели мультфильм по телевизору. В разумных временных пределах, конечно же. Бесплатные "стучалки" и презентации для малышей легко отыскать в Интернете.

С трех лет малышей ожидают настоящие компьютерные игры. Производители компьютерных программ предлагают детям развивающие игры, в которых ребенка за собой ведут герои любимых сказок, где оживают привычные предметы окружающего мира, предметы обихода, и даже буквы и цифры. Игры составляются так, чтобы малыш мог не только увидеть конкретную ситуацию, но и получить представление о похожих ситуациях и предметах, способствуя, таким образом, развитию способности обобщения и классификации у детей в более раннем возрасте, нежели это происходит при стандартном обучении.

Знакомясь с компьютером и компьютерными играми, ребенок довольно быстро начинает понимать, что предметы на экране - не реальные вещи, а только символы, их обозначение. Из игры в игру эти символы усложняются, все меньше становятся похожи на предметы из окружающей жизни, переходя в схемы, формулы, слова. Ребенок учится понимать, что есть настоящие предметы, а есть условные, которые только обозначают реальные вещи. Так формируется представление о нескольких уровнях реальности окружающего нас мира, где мысли человека - самый сложный уровень действительности.

Нельзя не упомянуть и о том, что занятия на компьютере являются отличным стимулом для развития памяти ребенка, оптимизации и ускорения мышления. Ведь в компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. Ребенок не только хорошо запоминает, но и запоминает осмысленно и надолго.

Многие мамы озабочены тем, что компьютерные игры ущемляют физическое развитие ребенка. Если ребенок сидит за компьютером целыми днями, это, к сожалению, именно так. Но если подходить ко всему разумно и знать меру, компьютерные игры будут приносить больше пользы физическому развитию ребенка, нежели вреда. В процессе игры развивается моторная координации ребенка и мелкая мускулатура руки: ведь в любых играх детям необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью. А значит совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: я подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе.

С помощью компьютерных игр легко устраняется такая проблема, как не понимание ребенка, где правая сторона, а где левая. Компьютер является самым лучшим стимулом для этого: не разбираясь в направлении, ребенок не сможет выбрать маршрут для любимого героя игры или будет неправильно следовать инструкции. Причем происходит это без скучных дополнительных упражнения, а легко и ненавязчиво.

Компьютерные игры развивают произвольную память и внимание, формируют познавательную мотивацию, а значит помогают психологически подготовить ребенка к школе.

К сожалению, ограничить вашего ребенка только развивающими игрушками, скорее всего, не удастся. Не печальтесь, существуют игрушки с космическими кораблями, "бродилки", в которых вы не увидите убийств и крови. А вот от злых, жестоких игр необходимо уберечь ребенка совсем, желательно чтобы он не видел таких игр или максимально отдалить знакомство с ними. Так, если папа жизни своей не представляет без пальбы по отвратительным монстрам с кровавыми подробностями, ребенок не должен находиться рядом, а звук игры следует без сожаления выключать.

Итак, трудности вас не пугают, а жизнь без компьютера вы представить не можете. Значит, и малыша будете приучать к умной машине сызмальства. Впрочем, приучать-то и не нужно. Малыш сам с интересом будет стучать по клавишам и манипулировать мышкой. А вот на что обратить внимание действительно нужно, так это на то, что нельзя просто запустить на компьютере игрушку и оставить ребенка с ней наедине. Даже если эта развивающая игра строго ориентирована на возраст вашего малыша.

Дело в том, что компьютер для ребенка не должен являться средством получения новой информации, скорее это средство для закрепления и запоминания ее. Сначала мама и папа рассказывают малышу о чем-то интересном, читают об этом книжку, а уж потом ставят интересную игру. А если все-таки игра оказалась впереди всей этой цепочки, значит, и играть малыш должен с родителями. Именно они все объяснят, пройдут с малышом несколько уровней вместе, прежде чем оставить его наедине с заданиями игры. И только в этом случае мама может быть уверена, что игра пойдет ребенку на пользу, малыш расширит и углубит свои знания, что он действительно размышляет, глядя на экран монитора, а не механически подбирает ответ. Такой подход обеспечит родителям значимость и авторитет в глазах ребенка - ведь самое важное и интересное он узнает именно от них.

Вредные привычки детей (сосание пальца)

 

Откуда берутся детские вредные привычки и как с ними бороться? А может не замечать вовсе?

Самая распространенная детская привычка – это сосание пальца. По статистике эта привычка присуща 60% детей. Она берется с самого раннего детства. Как известно внутриутробно ребенок уже сосет палец. Для ребенка это приятно, правильно и хорошо. Другое дело, что когда ребенок рождается, сосание пальца заменяется кормлением грудью, а после на сосание соски. Если сосание соски и кормление грудью было недостаточным, то возможно возникновения сосания пальца.

Сосание пальца имеет еще другие причины. Зачастую это может происходить из-за недостаточного эмоционального удовлетворения потребности ребенка в эмоциональном тепле со стороны родителей. В большинстве случаев это связано с взаимоотношениями с мамой.

В утробе эта привычка появляется у тех детей, беременность матерей которых протекала не совсем планомерно и когда ребенок волновался, он, таким образом, снимал напряжение.

Если препятствовать сосанию пальца, то может появиться другая вредная привычка, например грызение ногтей или сосание волос. Так же привычка сосать палец может иметь неприятные последствия: нарушение прикуса или роста зубов. Родителям дошкольного возраста важно знать, что когда они начинают активно бороться с одной патологической привычкой, то победив ее, они могут создать условия для приобретения другой привычки.

Необходимо всегда помнить, что методом одергивания мы фиксируем внимание ребенка на том, что он неправильно делает и еще больше закрепляем эту привычку. Ругать бесполезно, так же как и одергивать.

Как бороться?

Первое, что родители должны понять, если ребенок что-то неправильно делает, то у родителя должна загореться «красная лампочка» в голове о том, что не все благополучно с моим ребенком.

Поэтому самое главное – понять причину, почему он это делает. У ребенка существует какое то напряжение, которое он таким образом научился снимать.

Второе – предоставить возможность заменить привычку на что-то более приемлимое. Если мы ему это не предоставляем, то просто наносим вред ребенку, потому что он получает удовольствие от этого.

На что заменить?

Если ребенок сосет палец в течение дня, постарайтесь чем-то занять его руки — дать игрушку, бусы, четки либо вместо «вкусного» пальчика предложить настоящее лакомство — кусочек банана, яблока или, например, мороженое. Предложить ребенку поделать что-то руками, чтобы успокоиться, снять напряжение.

Максимально благоприятная и спокойная атмосфера дома будет способствовать отучению ребенка от привычки сосать палец.

Дурные привычки укореняются очень быстро, избавиться же от них чрезвычайно сложно, особенно с возрастом.

 

Как уложить ребенка спать?

 

Для полноценного развития ребенку нужен сон. Во сне он восполняет свои силы и растет. К вечеру малыш, наигравшись, начинает зевать, тереть руками глаза, его активность ослабевает, он становится вялым: все говорит о том, что он хочет спать. А что, если ребенок проявляет большую активность и категорически не хочет спать?

Многие мамы жалуются на сон ребенка, но не всегда обоснованно. Порой достаточно понаблюдать за биоритмами ребенка, чтобы правильно выстроить режим дня, чтобы перестать переживать, что малыш совсем не спит. Возможно, он большую часть положенных ему на сон часов спит ночью, и именно поэтому не хочет много спать днем.

Существуют определенные нормы продолжительности сна для детей.

Ребенок в возрасте: Продолжительность сна (примерная)

От 1 до 2 месяцев 18 часов

От 3 до 4 месяцев 17-18 часов

От 5 до 6 месяцев 16 часов

От 7 до 9 месяцев 15 часов

От 10 до 12 месяцев 13 часов

От 1-го до 1,5 лет 2 раза днем: 1-й сон - 2-2,5 часа, 2-й сон - 1,5 часа, ночной сон - 10-11 часов

От 1,5 до 2 лет 1 раз днем 2,5-3 часа, ночной сон - 10-11 часов

От 2 до 3 лет 1 раз днем 2-2,5 часа, ночной сон - 10-11 часов

От 3 до 7 лет 1 раз днем около 2 часов, ночной сон - 10 часов

Полностью ориентироваться на эти нормативы не стоит, поскольку каждый ребенок индивидуален. Правильным будет наблюдать за состоянием ребенка, появлением у него признаков усталости и сонливости. Ребенок вполне может спать меньше, чем положено, и при этом чувствовать себя превосходно.

Многочисленные исследования, посвященные сну, доказали, что наиболее благоприятное время для укладывания малыша спать - с 19.00 до 21.30 часов. Желательно не упускать этот момент, иначе можно столкнуться с большими трудностями. Наигравшись за день, малыш физически устает к вечеру. Если ребенок привык ложиться вовремя и родители помогают ему в этом, то он быстро уснет, а утром проснется полный сил и энергии.

Бывает, что физиологически организм малыша настроился на сон, а психологических условий для этого нет. Например, малыш не хочет расставаться с игрушками; или в гости кто-то пришел; или родителям некогда его уложить. В этих случаях ребенок оказывается обманут: если малыш вынужден бодрствовать, в то время когда ему необходимо спать, его организм начинает вырабатывать избыточный адреналин. У ребенка повышается артериальное давление, удары сердца ускоряются, малыш чувствует себя полным энергии, и сонливость исчезает. В таком состоянии ребенку очень сложно уснуть. Прежде чем он снова успокоится и заснет, пройдет примерно один час. Это время необходимо для сокращения адреналина в крови. Нарушая режим сна малыша, родители рискуют испортить механизмы регулирования, от которых зависит общее состояние малыша на следующий день. Вот почему так необходимо вечером предлагать более спокойные игры, которые постепенно переходят на детскую кроватку, и ребенок без проблем засыпает.

Что же может помочь, чтобы ребенок спокойно и с удовольствием ложился спать?

• Время для сна. Установить время укладывания спать: с 19.00 до 21.30 часов, в зависимости от возраста ребенка и семейных условий. Желательно создать для малыша такие условия, чтобы он сам учился контролировать, когда он ложится спать. Например, можно сказать ребенку, что наступает вечер. Вечер - факт объективный, который не подлежит обсуждению. Установить четкий график сна: укладывать ребенка спать в одно и то же время и днем и вечером.

• Вечернее купание. Вода очень расслабляет малыша. Хорошо, когда в ванной плавают какие-то игрушки. Умывание и чистка зубов также входит в этот этап.

• Любимая пижама. После водных процедур, которые уже оказали расслабляющее действие на малыша, одеваем его в теплую, мягкую пижаму. Такая, казалось бы, простая вещь, как пижама, может оказать очень сильное содействие общему настрою на сон. Пижама должна быть из удобной, комфортной ткани. Желательно, чтобы она была мягкой, приятной, возможно с какими-то детскими рисунками или вышивкой. Главное, пижама должна доставлять удовольствие малышу - тогда он с радостью в нее облачится.

• Укладывание в постель с музыкой. Когда родители готовят малыша ко сну (а именно - надевают пижаму), можно включить негромкую музыку. Лучше всего для этого момента подойдет классическая музыка, например колыбельные, которые вошли в золотой фонд классики. Музыка со звуками живой природы также будет уместна.

• Рассказывание истории (сказки).

• Укладывать малыша в постель сонным, но не спящим. Все дети в возрасте до двух лет просыпаются несколько раз за ночь. Если малыш научится самостоятельно засыпать вечером, он сможет сам успокоиться и заснуть, когда проснется среди ночи. Если же каждый вечер укачивать его на руках, то придется делать это и ночью, всякий раз, когда он проснется.

• Сохраняйте выдержку. Если малыш проснулся среди ночи, дайте ему 20 минут на то, чтобы он мог самостоятельно успокоиться и заснуть. Вы можете проверить, не нужно ли ему что-то, но укачивать его и находиться с ним рядом не стоит.

Уделяя каждый день, примерно, 30-40 минут ритуалу для засыпания, родители в скором времени заметят, что дети все меньше и меньше сопротивляются этому. Даже наоборот, малыш с нетерпением будет ждать этого момента, когда все внимание будет посвящено ему.

Пятница, 14.12.2018, 01:02
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Санкт-Петербург © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz