ГБДОУ ДС №6 г.Санкт-Петербург
 Страничка воспитателя Бабаевой Елены Анатольевны

Правильно ли говорит Ваш ребенок.

 

       Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят; также не всегда правильное произношение наблюдается у детей, которые пропустили много занятий по развитию речи в дошкольном учреждении.

    Недостатки произношения могут быть и результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним (прикус) и т. д., поэтому важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы.

     Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения детей со сверстниками и взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу – для усвоения школьной программы.

     На занятиях и в повседневном общении педагог упражняет детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит их говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонетический и речевой слух. В общении с окружающими обогащается  словарь ребенка.

     Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Даже при незначительном снижении слуха, ребенок лишается возможности нормального восприятия речи.

     Однако, чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны, читать художественные произведения, предназначенные школьникам. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом, может привести ребенка к заиканию, неправильному формированию звуков – это и боковые шипящие, и горловое произнесение звука «Р» и др.

    Речь не передается по наследству, ребенок перенимает только опыт речевого общения от окружающих, т.к. речь находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые следили за своей речью, темпом речи, тоном разговора.

    Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов:

- определенный уровень развития речевого аппарата;

- речевая среда;

- потребность к  пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими людьми.

     Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеет достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. Для произнесения одних звуков требуется простая установка артикуляционного аппарата, для других – более сложная. Поэтому малыш усваивает сначала легкие для произношения звуки, а более сложные звуки появляются позднее.

     Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают произносить все звуки (к 3-4  г), другие усваивает несколько позже (к 5-6 г).

    Условно, процесс овладения речью можно разделить на несколько этапов.

I этап - первоначальный (подготовительный) – дозревание речевого аппарата, головного мозга, органов слуха.

II этап – развитие понимания речи и появления первых осмысленных слов. Переход к фразовой речи.

III этап – наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологом, грамматически правильная речь, четкое и внятное произношение звуков и слов.

 

 

Примерная характеристика развития речи детей по возрастам.

 

Второй год жизни.

    К концу 2 года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако она еще далека от совершенства: маленький словарный запас, использование облегченных слов («бай-бай» вместо спать); усвоение название предметов и игрушек своего окружения; отсутствие грамматических связей между словами; отсутствие многих звуков.

 

Третий год жизни.

    Некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме шипящих и «Р», но возможны и задержки, а также неправильное произнесение. Идет интенсивное накопление словаря ребенка новыми словами. Он может употреблять все части речи. Овладевает элементарным грамматическим строем (падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), согласовывает прилагательные с существительными, удлиняет предложение, отказывается от  звукоподражательных слов.

    Вместе с развитием речи развивается мышление, память, воображение. В этом возрасте велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребенка.

 

Четвертый год жизни.

    На 4-м году заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети знают названия предметов ближайшего окружения, шире используют разные части речи, кроме существительных и глаголов. Появляются зачатки монолога. Преобладают простые, но распространенные предложения. Инициатива общения чаще исходит от ребенка. Речь носит ситуативный характер, но еще недостаточна точна в словарном и     грамматическом отношении, не   чиста и правильна в произношении.

 

Пятый год жизни.

    К 5 годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь становится чище и отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они  все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Идет активное овладение монологической речью. Рост активного словаря, употребление сложных предложений часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.

 

Шестой год жизни.

    К концу 6 года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания.

 

Седьмой год жизни.

    К моменту поступления в школу ребенок овладевает всеми звуками родного языка, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые  глаголы; свободно использует монологическую речь (способен рассказать о пережитых событиях, пересказать сказку, рассказ, описать окружающие предметы,  описать картину). Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

 

    Процесс овладения ребенком речью  не заканчивается в дошкольном детстве, а будет продолжаться и в школьные годы, и на протяжении всей жизни. Давайте вместе поможем нашим детям овладеть родным языком, а, следовательно, сделать нашу жизнь ярче, счастливее, богаче, интереснее.

  

   (по книге  А.И.Максакова) 

Характеристика возрастных особенностей детей средней группы.

 

Средняя группа – это дети 4-5 лет. В их развитии, по сравнению с младшей группой (3-4 года), происходят существенные изменения. Закончились проблемы «кризиса 3-х лет». Дети стали более самостоятельными, рассудительными. Наступил возраст «почемучек». Посмотрим, что же еще происходит с ними в этот период.

В сюжетно-ролевой игре появляются ролевые взаимодействия, дети сами договариваются на игру, могут исполнять  какую-то несложную роль в игре, но отделяют себя от принимаемой роли.

Рисунок детей становится предметным и детализированным (у человека появляются глаза, нос, рот, волосы, иногда одежда и ее детали). Дети могут нарисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу. Уже постройки увеличиваются в количестве деталей (от 5-6 деталей и больше). Дети строят по замыслу и учатся планировать последовательность действий.

 У четырехлеток развивается ловкость, координация движений. Дети лучше сохраняют равновесие: могут простоять на одной ноге до 5 секунд. Ребята могут перешагивать через небольшие преграды даже на небольшой высоте (например, гимнастической скамейке). Усложняются и игры с мячом: они не просто катают и бросают мяч другому человеку, но и   подбрасывают мяч вверх и сами его ловят, отбивают мяч об землю рукой до 5 раз.

К 5 годам дети могут называть геометрическую форму, на которую похож предмет. Например, огурец похож на овал, а груша на треугольник. Ребятишки могут вычленять простые формы из сложных и воссоздавать из простых форм сложные объекты (анализ и синтез на их уровне). Дети могут упорядочивать группы предметов по какому-то сенсорному признаку – величина, цвет, форма, высота, длина, ширина. У них совершенствуется ориентация в пространстве (учим правую и левую руку, ногу, глаз, ухо и т.п.).

В этом возрасте увеличивается объем памяти. Дети легко запоминают до 7-8 названий предметов. Они способны принять задачу на запоминание: помнят поручения взрослых, выучивают небольшие стихотворения.

В этом возрасте начинает развиваться образное мышление. Дети могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи, могут предположить, что будет в результате их действий. Но встать на позицию другого наблюдателя им трудно.

Продолжает развиваться воображение. Они могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредотачиваться в течение 15-20 минут на какой-то деятельности.

Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных. Интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Вызывает их интерес и рифма в словах.

Развивается активно грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Это надо учитывать и помочь им познакомиться с этими правилами. А еще надо внимательно следить за своей речью, так как многое ребенок запоминает от вас на слух. Чем грамотнее и красивее будет речь окружающих его взрослых людей, тем легче будет вашему ребенку на уроках русского языка в школе. Речь детей друг с другом носит ситуативный характер, а со взрослым речь становится внеситуативной.

Изменяется и содержание самого общения ребенка и взрослого: оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Здесь ведущим становится познавательный мотив. «Почему»? «Как?» «Зачем?» - время «почемучек».

В этом возрасте у ребенка формируется потребность в уважении со стороны взрослого. Это приводит к повышенной обидчивости на замечания.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения у детей становятся избирательными, что проявляется в предпочтении одних детей другими. Появляются постоянные партнеры по играм.

Начинают выделяться лидеры. Появляется конкретность, соревновательность, что важно для развития образа собственного Я, его детализации.

Зная особенности данного возраста, мы не будет требовать от ребенка того, что он не может и будем мягко и постепенно продвигать его дальнейшее развитие.

Кризис трех лет.

Один из  наиболее важных моментов развития маленького ребенка состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, не изменяющегося при изменении ситуации, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с желаниями взрослых.

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей приводит к новому отношению ребенка к взрослым. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, как и взрослые; выполнять те же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Дети пытаются реализовать желание быть такими же, как взрослые, немедленно. Это наиболее ярко выражается в стремлении к самостоятельности, противопоставлении своих желаний желаниям взрослых. Так возникает кризис трех лет.

В этот период появляются трудности во взаимоотношениях с ребенком: взрослые сталкиваются с его упрямством. Дети не только протестуют против изменений опеки, но часто специально проделывают запрещенные вещи.

Характерно, что упрямство и негативизм ребенка направлены на взрослых, которые опекают его. Редко такая форма поведения адресуется другим взрослым и никогда не касается сверстников. Особенности этого периода во многом зависят от отношения к ребенку со стороны взрослых. Если обращаться с ним по-старому, то это ведет к закреплению отрицательных черт поведения (упрямство, негативизм), сохранению их на весь период дошкольного детства. Тактичное поведение взрослых, предоставление ребенку максимума возможностей самостоятельности там, где   возможно, обычно смягчает проявление негативизма. Но надо помнить, что желания их велики, а возможности еще малы.

При своевременном подмечании возросших возможностей ребенка и удовлетворении его потребностей в новых формах деятельности и взаимоотношениях со взрослыми, период трудновоспитуемости  сокращается и смягчается.

Кризис трех лет – это явление преходящее. Но связанные с ним новообразования – осознание своего «Я», сравнение себя с другими людьми – важный шаг в развитии ребенка, который готовит ребенка к тому, чтобы стать личностью.

Срок появления данного кризиса – три года, но так как все мы индивидуальны, то он может наступить с небольшими отклонениями: у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже, в зависимости от психического развития ребенка.

 

Будьте внимательны к своим детям и разумны по отношению к ним. Успехов!

 

Используемая литература:

«Психология» Л.А. Венгер, В.С.Мухина

 

 

Вторник, 24.10.2017, 06:57
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Санкт-Петербург © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz