ГБДОУ ДС №6 г.Санкт-Петербург
 Страничка инструктора по физической культуре Васильевой Ирины Евгеньевны

Программа дополнительного образования «Юные зенитовцы» 

 «Игры с мячом для детей раннего возраста»

     Ведущая деятельность ребенка третьего года жизни - игровая. Это значит, что именно игра большой степени влияет на общее развитие малыша. Вследствие этого, игровые приемы являются наиболее действенными, когда родители или педагоги  хотят научить чему-либо маленьких детей или привить им полезные навыки.

    К сожалению, умение играть с ребенком дано не каждому взрослому. Играя с малышом, мы как бы становимся детьми. Вспомним свое детство: кого из взрослых мы любили больше всех? Да тех, кто умел играть с нами. Они становились партнерами в играх, заражали фантазией, увлекали ролевым поведением, привносили в нашу жизнь радость.

Среди разнообразия детских игр можно выделить особый вид - игры с мячом. Многие родители не дают детям мяч в домашних условиях, считая его опасной игрушкой: можно разбить окно, зеркало, люстру. И это понятно, мяч побуждает к высокой подвижности, поэтому, как считают многие взрослые, в руках малыша он становится «непредсказуемым» предметом. И в то же время все согласятся, что игры с мячом являются любимыми играми в раннем детстве. Этот предмет любим детьми еще и потому, что «созвучен» им, - такой же прыгающий, «заводной», мобильный, забавный каждый раз новый в своих проявлениях.

Организация игр с мячом в семье

В условиях помещения игры должны быть организованы взрослыми, которые должны быть непосредственными участниками игры, партнерами малыша.

Играм с мячом на улице следует уделить особое внимание: не следует играть вблизи проходящего транспорта на высоких подиумах, платформах, необходимо избегать опасных канав или скрытых ям. Мяч требует уважения к себе и безопасного пространства: умная игрушка достойна умного подхода к ее использованию.

Игры с мячом в раннем детстве – основа здоровья человека

Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребенка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства.

Сенсомоторная активность - основа жизни и развития ребенка. Это значит, что он с момента рождения нуждается в сенсорной информации и движении. Известно: первые целенаправленные двигательные акты ребенка связаны с активизацией движений головы (удержание, повороты). Развитие зрения, слуха, осязания, а также сенсорная информация, которую воспринимает малыш из окружающего мира, способствуют своевременному созреванию анализаторов двигательных зон коры головного мозга.

Двигательная активность ребенка формируется «от головы к конечностям». В животном мире наблюдается обратное - «от конечностей к голове». Например, новорожденный котенок, зайчонок, бельчонок и другие детеныши животных начинают передвигаться раньше, чем видеть слышать. У ребенка же сначала активизируются сенсорные сферы зрение, слух, осязание. И только к году дитя делает свои первые шаги!

Сказанное выше позволяет заметить, что все основные движения ребенка (ходьба, бег, прыжки, бросание) носят радиальный характер и приходят к нему в процессе воспитания на протяжении первых лет жизни в результате созревания двигательных центров и развития основных групп мышц. Это осуществляется в социальной практике - в процессе общения с взрослыми. Иными словами, малыш овладевает основой движениями, присваивая опыт человечества. Он приобщается к общественной культуре, овладевая движениями, принятыми в социальной (общественной) практике.

Задача взрослого - создать необходимые условия для сенсомоторного развития малыша с первых месяцев его жизни. Сказанное позволяет заметить, что организация целенаправленной двигательной активности ребенка как в семье, так и в детском учреждении играет важную роль в педагогике раннего детства. Действительно, именно на втором-третьем годах жизни дети в достаточной степени овладевают основными движениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всей последующей жизни.

Неслучайно физической культуре в детских садах уделяется огромное внимание: действует специальная система педагогических мероприятий, направленных на развитие движений и общее оздоровление детства.

Из всех физкультурных мероприятий с маленькими детьми необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч проходит через все периоды детства: раннее, дошкольное и школьное.

Впервые годы жизни ребенка мячи в показах взрослого используются как развлечение, забава. Малыш настолько мал, что еще не может удерживать их в руках и только с интересом наблюдает за действиями мамы.

По достижении возраста 6 месяцев он уже берет погремушки, шарики и другие предметы из всех положений и удерживает их в руке. Теперь мяч выступает как средство игры - удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Это важно: предметная деятельность является одной из ведущих в ранний период жизни.

На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и «растут» вместе с ребенком.

К концу дошкольного возраста и в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т. п.) .

Он остается значимым предметом игр, забав, спорта и для взрослых.

Однако первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, физического и интеллектуального развития маленького ребенка.

Педагогическая ценность игр с мячом

Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия с ним, получают нагрузку на все группы мышц (спина, брюшной пресс, ноги, руки, кисти) — активизируется весь организм. Даже простое подкидывание мяча вверх заставляет ребенка выпрямляться, что благотворно влияет на осанку.

Можно сказать, что игры с мячом - специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать и перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Такие игры и упражнения развивают ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость, быстроту реакции, регулируют силу и точность броска; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Кроме того, они развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ, усиливают работу важнейших органов - легких, сердца.

Мяч - первый предмет в жизни ребенка, форма которого наиболее благоприятна для игр детей раннего возраста.

Учимся играть вместе

Как же научить малыша ловкости и умелости в играх с мячом? Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы. Показ образца с одновременным объяснением, выполнением действий и включением в них детей - ведущий прием в обучении малышей. Это связано с особенностями детей 2-3 лет и объясняется недостаточной сосредоточенностью, отсутствием необходимой самоорганизации, произвольного внимания, возможности подражать по слову взрослого.

Но пояснение и показ упражнений требуют подготовленности детей. Зрительные впечатления преобладают над их словесным выражением. Ребенок не владеет обобщенными способами действий в словесном выражении и поэтому не всегда может понять, что означает «прокати мяч», «подбрось мяч вверх» и т. п. Например, показывая, как надо бросать мяч вдаль двумя руками из-за головы, взрослый сопровождает показ простым, доступным для понимания пояснением: «Я сейчас брошу мяч далеко-далеко. Смотри, как я это делаю. Я беру его двумя руками и поднимаю вверх. Какой красивый у меня мяч! А теперь я спрячу его за голову. А теперь брошу сильно, вперед! Далеко-далеко! ».

Дети раннего возраста лучше воспринимают показ движения, чем его словесное описание (независимо от его сложности или новизны, поэтому взрослый должен показывать упражнения, сопровождая их простым и доступным пояснением).

Пояснение нужно сопровождать показом даже при выполнении знакомого упражнения. Ребенок способен отобразить движение, поэтому одно и то же упражнение следует показывать и пояснять не один раз, а многократно, чтобы создать у него правильный образ движения прокати мяч в ворота, брось мяч через веревочку. Такие способы выполнения движений, в силу своей конкретности помогают детям еще лучше осознать поставленную перед ними задачу и выполнить ее более целенаправленно. Задания должны быть простыми, понятными и доступными для них. Повторение упражнений с мячом имеет большое значение для детей раннего возраста. Благодаря многократным повторениям образуются более прочные двигательные навыки: малыш начинает выполнять движения свободнее, без лишнего напряжения, у него появляется своеобразное чувство мяча. Детям этого возраста свойственно многократное повторение движений как во время овладения ими, так и после уже появившегося умения.

Рекомендации для родителей

          В современных квартирах возможности для игры в мяч очень ограничены, но все же родителям можно предложить несколько забавных игровых упражнений с мячом. Эти игры, можно проводить в условиях помещения. Используя все, что есть под рукой: игрушки, бумажные шары, кегли, пустые пластиковые бутылочки, веревки, мячи разной величины, табуретки, стулья.

Упражнения с использованием этих предметов конкретизируют движение, развивают ловкость, сноровку, сосредоточенность.

Желательно иметь один или два больших мяча диаметром 15-20 см, маленькие мячи диаметром 5-8 см (для большого и настольного тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов, сшитые вами, бумажные шары (из скомканной бумаги, большой надувной мяч-шар.

Сопровождение движений с мячом стихотворным текстом помогает сделать занятие более понятным, а главное, задает ритм выполнения игрового задания.

Приложение

Игры с мячом дома

ПОИГРАЕМ С СОЛНЫШКОМ

Цель: Научить прокатывать мяч в заданном направлении.

Ребенок сидит на полу, ноги врозь. Мама (взрослый) с мячом (в этой игре желательно использовать мяч желтого цвета) располагается, напротив, на расстоянии 0, 6-1, 0 м. Читает стихотворение и выполняет соответствующие действия.

Солнышко желтое (медленно прокатывает мяч от руки к руке,

Солнышко теплое (вокруг себя по полу)

По небу катилось, катилось (прокатывает мяч двумя руками ребенку,

К Ване (имя ребенка) в гости прикатилось. (Ребенок ловит мяч и затем прокатывает его двумя руками маме.)

В игре могут принимать участие и другие члены семьи (папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра) или сверстники малыша. В этом случае участники игры образуют полукруг. Водящий располагается напротив и по очереди прокатывает мяч всем играющим. При усложнении игры водящий может направлять мяч любому из играющих, не соблюдая очередности. Тем самым вынуждая малыша быть внимательным. Исходное положение ребенка тоже может меняться: сидя на полу ноги врозь, скрестив перед собой, сидя на корточках.

МЯЧ В КРУГУ

Цель: Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве.

В этой игре можно объединить нескольких детей (сверстников малыша) или попросить других членов семьи поиграть с вами.

Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Мама (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

Колобок, Колобок,

У тебя румяный бок.

Ты по полу покатись

И ребятам улыбнись!

По просьбе мамы («Танечка, покати мячик Вове») девочка прокатывает мяч

двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.

Советы маме. Нужно организовать игру так, чтобы каждый ребенок смог прокатить мяч. Необходимо напоминать детям, что мяч нужно отталкивать посильнее, чтобы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

ПРОКАТИ И ДОГОНИ

Цель: Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, с усилием, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

Мы прокатим далеко (смотрит, куда он покатился,

А теперь его догоним. (Бежит за мячом, догоняет его.)

Это сделать нам легко! (Поднимает мяч над головой: «Поймал! ».)

В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если мяч маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см) .

Советы маме. Приучайте малыша посмотреть вперед, прежде чем он покатит мяч. Не бежать за мячом сразу, а дождаться речевого сигнала. Объясните, что мяч надо отталкивать не резким и коротким движением рук, а плавным и энергичным (при необходимости проделайте упражнение вместе, обхватив руки ребенка своими) .

БАШЕНКА

Цель: Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении) .

Это игровое упражнение можно предложить ребенку, когда ему наскучит игра в кегли.

Из трех-четырех кубиков мама строит башенку. Малыш, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч) в обозначенном мамой месте (цветной кружок или шнур, прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить башенку, находящуюся на расстоянии 1, 5 м от него.

МЯЧ С ГОРКИ

Цель: Учить скатывать, ловить, переносить большой мяч двумя руками.

Вариант 1. Для этого упражнения понадобится доска. Мама закрепляет один конец доски на стуле и скатывает по ней мяч. Ребенок ловит его двумя руками.

Вариант 2. Ребенок самостоятельно скатывает мяч с наклонной плоскости, с усилием отталкивая его двумя руками. Мама сопровождает его действия веселым стихотворением.

Мячик в руки ты возьми (мяч в руках у ребенка,

Смело к горке подойди (ребенок подходит к приподнятому концу доски,

Оттолкни его руками (скатывает мяч горки,

А теперь беги, лови! (Бежит: с ним и, догнав, возвращается обратно)

Советы маме. Напоминайте малышу, скатывать мяч надо двумя руками. Постарайтесь объяснить: если мячик просто класть или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до конца доски.

МЯЧ В ТОННЕЛЬ

Цель: Развивать умение отталкивать мяч двумя руками, учить оценивать расстояние между предметами.

Вариант 1. Взрослый сдвигает одну-три табуретки. Показывает, как катить мяч через «тоннель» (под табуретками, отталкивая его двумя руками). Диаметр мяча не должен быть больше половины расстояния между ножками табуретки. Ребенок с интересом будет смотреть, как мяч проходит туннель.

Вариант 2. Понадобится помощь трех-четырех человек: старшие брат или сестра, бабушка и дедушка с радостью поиграют с малышом. Они должны встать друг за другом, расставив ноги в стороны. А мама показывает, как двумя руками катить мяч через получившийся туннель.

В обоих вариантах игры ребенок может сам бежать за катящимся мячом и приносить его обратно, чтобы снова прокатить через туннель. Можно попросить кого-нибудь из взрослых встать с другого конца туннеля, чтобы ловить мяч и прокатывать его обратно малышу. Маленькому ребенку доставит удовольствие не только прокатывать, но и ловит выкатывающийся мяч.

Советы маме. Напоминайте малышу, что мяч надо отталкивать одновременно двумя руками с силой, чтобы он прокатился через туннель, а не застрял в нем.

ПРОКАТИ МЯЧ ВОКРУГ ПЕНЕЧКА, ИЛИ СКАЗКА ПРО КОЛОБКА

Цель: Учить катать мяч вокруг предмета двумя руками класть его двумя руками в горизонтальную цель, находящейся на уровне вытянутой руки. Из подручных средств нужно сделать пенечек и вспомнить с малышом сказку «Колобок» («От кого убежал Колобок? », «А кто его съел? »). Затем взрослый предлагает поиграть с Колобком, покатать его двумя руками (одной рукой) вокруг пенечка.

Малыш с Колобком (мяч с наклеенными на него глазами, носом и ртом) встает около пенечка. Мама с наволочкой или мешком в двух-трех шагах от него читает стихотворение.

Колобок, не ленись, не ленись, Вокруг пенечка прокатись, прокатись. Подтолкнем тебя руками. Поиграй немножко с нами!

Малыш катает мяч вокруг пенечка, стараясь не выпускать его из рук. Когда мама скажет: «Зайчик идет! », малышу нужно» поднять мяч двумя руками вверх - Колобок убегает от зайца. Мама проговаривает: «И от бабушки ушел, и от дедушки ушел, и от зайца ушел! Молодец! ». Тот же вариант игры проигрывается с другими персонажами сказки (волком и медведем) ; при этом меняется направление прокатывания мяча.

Когда мама скажет: «Лисичка идет! », малышу нужно взять мяч, подбежать к маме и двумя руками положить его в наволочку, которую она держит на уровне вытянутых вверх рук ребенка, - «лисичка съела Колобка! ».

Советы маме. Напоминайте, что не надо откатывать мяч далеко от себя. Малыш на первых порах может прокатывать его, как ему удобно (одной или двумя руками). Когда он научится удерживать мяч около себя, задание можно усложнить: прокатывать мяч только одной рукой. Мышцы спины и позвоночник маленьких детей еще слабы, поэтому во избежание большой нагрузки на позвоночник повторяйте игру не более двух-четырех раз и обязательно после каждого прокатывания мяча предлагайте ребенку выпрямиться и поднять руки с мячом вверх (потянуться) .

 

Проект «Из детского сада – в олимпийские чемпионы»

Актуальность.

Физическая подготовка и спорт развиваются с очень давних времен. Физически развивающийся человек всегда считался более гармоничным и привлекательным. Физически развитый человек всегда являлся эталоном красоты. В наше время о характере человека можно судить по его умственному развитию и физической форме. Человек, который готов совершенствоваться, обладает сильным, волевым характером и всегда готов бороться с любыми трудностями.

Олимпийские игры, задуманные как небольшие соревнования, превратились в национальный праздник. Вместе с тем, Олимпийские игры были не только данью культуре спорта, их значение было гораздо более важным. Во-первых, в день проведения этих игр воцарялся всеобщий мир. Во-вторых, в этот день съезжались все правители и ученые, а значит, этот праздник был не просто физическими соревнованиями, в этот день все делились своими достижениями и успехами, проводились разнообразные конкурсы, не только физического характера.

Дошкольное детство — период развития ребенка, во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитании здорового, сильного, выносливого ребенка отводится физкультуре. А связь с олимпийскими играми позволяет развить в детях еще и такие качества, как воля, стремление к победе, патриотизм и т.д.

 

Цели проекта:
— формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья;
— воспитание социально значимых личностных качеств при ознакомлении с олимпийским движением.

Задачи проекта:
— формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей;
— развивать интерес к занятиям физкультурой и спортом, умения и навыки сотрудничества, стремление к укреплению и сохранению собственного здоровья;
— воспитывать целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие;
— развивать творческие и физические способности в спортивной деятельности.

Участники проекта: инструктор по физической культуре, дети 5-7 лет, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта – долгосрочный (2 года)

Материалы: авторские презентации, мультфильмы об олимпиаде, аудиозаписи соответствующей тематики, фотоматериалы, художественная литература.

Виды деятельности:
- познавательные беседы на темы («Что такое Олимпиада?», «Виды спорта», «Олимпийские чемпионы» и т.д);
- проведение спортивных соревнований между детьми – воспитанниками ДОУ и на районном уровне,

- рассматривание картинок и фотографий в соответствии с темой беседы

-  проведение дидактических игр, посвященных разным видам спорта;
- проведение спортивных досугов

- знакомство с новыми видами спорта – баскетбол, керлинг и т.д.

- оформление выставки «Олимпийское движение»;
- совместная художественно-творческая деятельность детей и родителей

- просмотр отрывков выступлений чемпионов олимпиады

Предполагаемые результаты:
Для детей:

- сформированы знания об истории олимпийского движения, олимпийских чемпионах из России, олимпийских символах  и традициях
- пополнился словарный запас спортивной терминологией

- развились и закрепились элементарные двигательные навыки

- появилась воля к победе, развились патриотические чувства, способность сопереживать товарищам

- развит здоровый дух соперничества

Для педагогов:
- пополнение знаний об истории олимпийского движения;
- осознанное отношение к собственному здоровью.

Для родителей:
- пополнение знаний об истории олимпийского движения
- появление интереса к занятиям физкультурой и спортом

- закрепление чувства ответственности за здоровье и физическое развитие своего ребенка

    

 

 
   

 

 

 

 

Пятница, 19.10.2018, 10:28
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Санкт-Петербург © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz