ГБДОУ ДС №6 г.Санкт-Петербург
 Страничка воспитателя Молчановой Елены Сергеевны

 

 

 

 

 

Консультация для родителей
«Занимательные занятия с мамой на кухне»

 

Рабочее время современной мамы не заканчивается после окончания работы, а плавно перетекает в домашние хлопоты. Где дома ждет её любимый малыш, которому тоже очень хочется побыть рядом с мамой. Не беда, при желании и имея в запасе несколько развивающих и интересных для малыша занятий, можно суметь и обед приготовить и поиграть с ребенком. Кухня самое подходящее место для развития мелкой моторики и порой самое любимое место для игр у детей.

Рисование одно из занимательных занятий детей. Известно, дети любят рисовать на чем угодно, и при том любыми материалами, которые оставляют после себя след. Чем может заниматься малыш, пока мама погружается в мир кулинарии? В качестве безопасного рисования на кухне можно предложить всем известные крупы, которые имеются в кухонном шкафу. Для этого необходимо высыпать крупу на ровную поверхность, очень хорошо подойдет противень. И после чего предоставить ребенку свободное поле деятельности для самостоятельного рисования пальчиком. Получившийся «шедевр» легко стирается и затем создается новый.

Следующее увлекательное занятие - «рисование» манной крупой. Для него вам понадобится лист картона синего или черного цвета, клей ПВА. На картоне клеем рисуется любой узор, или рисунок, который затем засыпается манной крупой. Даем рисунку немного подсохнуть, после чего стряхиваем остатки крупы. Получается очень красиво.

Забавно и интересно играть в так называемые «прятки». Для этой игры подойдет любая небьющаяся емкость с той же крупой, в которую прячутся мелкие игрушки. Процесс поиска таких игрушек будет меняться с процессом «закапыванием» их обратно.

И еще одно не требующее специальной подготовки занятие, которым нравится заниматься всем детям - «Бусы». Для него понадобится веревочка, можно яркого цвета, макаронные изделия (любые с отверстиями, можно разноцветные). Предложите ребенку вдеть веревочку в отверстия макарон, создавая «бусы». Поверьте, ваш малыш с удовольствием будет стараться, делая такой подарок для вас.  

Можно предложить ребенку создать декоративное украшение для кухни. Для его создания подойдет прозрачная ёмкость, крупы разных цветов и размеров, при помощи которых ребенок слоями может заполнить пространство ёмкости.

Развивающих игр на кухне можно придумать много. В этот список можно включить игры с водой, пересыпание круп из одной емкости в другую, вкладывание одна в другую различных баночек, закрывание их крышками и многое другое.

 

 

http://dohcolonoc.ru/

Капризы и упрямство детей - дошкольников их причины проявления

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

  1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
  2. Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
  3. Своеволием
  4. Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • В недовольстве, раздражительности, плаче.
  • В двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
  3. упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
  4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей - до 19 раз!
  8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.
  6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  7. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
  10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • Достигнуто не своим трудом.
  • Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить:

  • За поступок, за свершившееся действие.
  • Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. Нельзя наказывать и ругать когда:

  1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
  2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
  4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
  5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  7. Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания:

  1. Наказание не должно вредить здоровью.
  2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  3. За 1 проступок - одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  5. Надо наказывать и вскоре прощать.
  6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  7. Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod05.htm

 

«Что посеешь – то и пожнешь!»

 

Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослые – ребенка» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок равноправный член семьи, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, выполняет ( в меру своих возможностей!) определенные обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

А. С. Макаренко писал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована, как опыт, воспитывающий определенную группу привычек…»

Привычка… Что это такое? В Толковом словаре В. И. Даля этому слову дано следующее определение: «Все, что принято или усвоено человеком по опыту, на деле, по частому повторению». Психология так определяет понятие привычки: «Устойчивая форма действия, которая в определенных условиях становится потребностью».

Привычка властвует над нами. Привыкнув рано вставать, мы мечтаем хоть в выходной день выспаться, но ровно в семь, как и в будни, убеждаемся, что спать уже не хочется.

Мы привыкаем к вещам и людям, привыкаем обедать в одно и то же время, делать гимнастику по утрам, быть не сдержанными и наоборот. А как некоторые из нас привыкают к телевизору!

Нелегко победить дурную привычку: это самая трудная победа… над самим собой.

Отрицательные привычки откуда они?

С привычками ребенок не рождается. Плохому мы, взрослые, его не учим. Откуда же у детей нежелательные привычки?

Одна из существенных причин – это пример старших. Отсутствие целенаправленного и своевременного воспитания полезных привычек также может открыть путь для нежелательного в поведении ребенка. Если взрослые не требуют от детей, чтобы они не выходили из – за стола, не прожевав и не проглотив пищу, ребята бегут играть с полным ртом.

Сталкиваясь с новыми обязанностями, получая в свое распоряжение новые вещи или попадая в новые условия, ребенок еще не знает, как себя вести; его опыт невелик, привычной формы поведения в этих новых обстоятельствах еще нет. Если взрослые не подскажут, как надо себя вести, и не проследят, чтобы все делалось, как надо, образование привычек будет стихийным.

Маленькому ребенку порой приходится решать большую для него проблему из области, которую мы, взрослые именуем моралью. Правда, пока вопросы, над которыми бьется малыш, еще не назовешь в полном смысле моральными проблемами, и решаются они сугубо в практическом плане – в поступках ребенка. Но то, что потом из этого вырастает, безусловно, относится именно к этой области. И здесь дело не обходиться без привычек.

Совесть. Мы часто употребляем это слово. Но над тем, что такое совесть, задумываемся редко: уж больно расхожее слово.

Совесть – разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И потому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Потому – то очень часто бывают бесполезными обращения к совести распоясавшихся детей. Нет, у них не сформировалось представление о поведении, соответствующим взглядом нашего общества, и очень низок их идеал. Но навязать идеал в одну минуту – резким замечанием или мягоньким пожеланием невозможно. Идеал человеческий, а вместе с ним и совесть растет и шлифуется с годами вместе с человеком.

Еще с первобытных времен человеческое общество самосохранялось определенными запретами. И нарушение какого – либо из них грозило не только карой богов и общественным осуждением, но и создавало внутреннее неудобство для самого нарушителя, ибо соблюдение правила было привычкой. Ощущаем же мы невымытые руки перед едой и отправляемся в ванную, даже не вспомнив надпись на плакате: «Грязные руки – источник инфекционных заболеваний!» Видимо, как и зерна гигиены можно и нужно сеять и растить путем долгой и постоянной тренировки зерна совести.

Но на одних «нельзя» взрослых невозможно построить воспитание. Бесконечные запреты будут вызывать протесты растущей личности или вынудят создавать себе личину, подстраиваться, приспосабливаться лишь внешне. Необходимо, чтобы запреты стали внутренней убежденностью ребенка.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Привычки отличаются большой устойчивостью. В этом их ценность (если речь идет о полезных) и в то же время именно этим свойством определяются трудности, когда надо избавиться от нежелательной. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Если бы для искоренения вредной привычки достаточно было одновременного, хотя самого энергетического усилия над собой, тогда не трудно было бы от нее избавиться… Но в том - то и беда, что привычка, установляясь понемногу и в течение времени, искореняется точно также понемногу и после продолжительной борьбы с нею.

Сознание наше и наша воля должны постоянно стоять на страже против дурной привычки, которая, залегши в нашей нервной системе, подкарауливает всякую минуту слабости или забвения, чтобы ею воспользоваться».

Если у ребенка укоренилась нежелательная привычка, то прежде всего надо найти и постараться устранить ту причину, которая ее обусловила. «При искоренении привычки, - писал К. Д. Ушинский, - следует вникнуть, отчего эта привычка произошла, и действовать против причины, а не против последствий».

Одно из средств перевоспитания вредной привычки – замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучать его находить себе дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость достижений в овладении тем или иным умением.

Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их и замещение положительными – вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребенка.

В тех случаях, когда малыш поступает в соответствии с требованиями взрослых, вопреки своей привычке, он нуждается в одобрении. Если он стремится исправиться, его усилия надо поддержать добрым словом. Такое поощрение вызовет еще большее старание и породит уверенность в своих силах. Однако поощрение не предполагает вознаграждение ребенка за то, что он поступил так, как требуют правила («вот тебе конфетка!»). Это порождает нехорошую черту характера – торгашество.

Если ребенок не выполняет указаний, оставляет их без внимания, не проявляет даже попыток противостоять своей прежней привычке, он заслуживает порицания. Дети обычно очень чутко реагируют на изменения отношения старших и стараются вернуть их расположение, заслужить одобрение. Когда это не помогает, в исключительных случаях, приходится прибегать к наказанию. Однако оно должно быть крайней мерой.

Опираясь на то положительное, что уже воспитано у ребенка, на его любовь и привязанность к воспитателю, родным и близким, стремление пользоваться их расположением, можно достичь гораздо большего в воспитании навыков и привычек, чем с помощью даже самых разумных наказаний.

Многие отрицательные привычки взрослые сами невольно прививают ребенку. Так, например, постоянно пичкают его едой, насильно кормят, причем в таких количествах, которые превышают его потребности. Это нередко ведет к так называемой привычной рвоте, которая может в другой раз появиться при одном только виде пищи.

Чрезмерная строгость в отношениях с детьми порождает у них привычку скрывать свои мысли и чувства, а излишняя опека лишает самостоятельности, ограничивает возможность приобретения многих навыков и полезных привычек, доступных их сверстникам.

Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь.

Использованная литература:

1. Каплан Л.И. «Посеешь привычку – пожнешь характер. Пособие для воспитателя детского сада; М., «Просвещение», 1976;

2. Резнюк Г.Б. «Дети и труд» (о воспитании трудолюбия) – М., «Знание» 1975;

3. Островская Л. Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2 – е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1990;

4. Храпов В. Е. «Родители просят совета» - М., «Знание» Москва 1983.

http://dohcolonoc.ru/roditel


Методические рекомендации для родителей
«Дочки–матери» для малышей 2,5-3 года

 Наверное, Вы уже обнаружили, что Ваш малыш - вполне самостоятельный человечек. Он уже умеет пользоваться некоторыми предметами, играет разными игрушками, пытается примерять на себя различные роли (мамы, доктора, продавца). А получается ли у него сыграть эти роли от начала и до конца? Может ли он в игре развить сюжет? Ведь большое значение в социальной адаптации ребенка и реализации его возможностей в будущем имеют ролевые игры и инсценировки. Они развивают воображение, творческие и актерские способности, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. К таким играм относится и игра «Дочки-матери». Так помогите ребёнку освоить эту не сложную, на первый взгляд игру, помогите своему малышу перенести его жизненный опыт в игру.

  Игра в «дочки-матери» – старейшая детская сюжетно-ролевая игра служащая имитацией взрослой семейной жизни, она весьма полезна и интересна. В 2,5-3 года дети способны к обыгрыванию понятных сюжетов из жизни. Теперь кроха способен связывать отдельные действия в единую сюжетную линию и объединяет их игровым мотивом: ухаживает за «дочкой» (куклой), готовит ей еду, ходит с ней гулять и т.д. В своей игре малыш копирует поведение взрослых, перевоплощаясь  то в маму (готовит обед), то в папу (чинит машину), повторяя подмеченные позы, жесты, мимику и речь. Наблюдая за игрой ребенка, Вы можете увидеть себя со стороны. (Так что постарайтесь быть достойным примером для подражания.)

Станьте на время ребёнком, играйте вместе увлечённо и с интересом. А в сложных ситуациях Вы сможете подсказать, придумать что-то интересное. Готовьте обед, укладывайте кукол спать, принимайте гостей… Вы и не заметите, когда ребёнок возьмёт дело в свои руки.

Чтобы привлечь внимание к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите. Подсказывайте малышу (при необходимости) следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».

Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Маша пить – чай или молоко?», «Мне кажется, Маше холодно. Ей надо надеть шапку». Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».  Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой». - Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или Вы с ребенком - взрослые мамы. У вас дочка — кукла, за ней нужно ухаживать, ее нужно воспитывать (будить, делать с ней зарядку, умывать, причесывать, убирать постель, одевать, кормить, гулять, играть с ней, мыть ей руки, и т.д.)

Играйте дома, в песочнице, по дороге в магазин – всюду ребёнок совершенствует своё мастерство. Позовите ребёнка помочь Вам накрыть на стол, постирать носовые платочки или носки. Ведь действия, которые Вы ему показали, он переносит в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержанием. По мере приобретения новых впечатлений, усложняйте сюжет: куклу можно лечить, ходить с ней в парикмахерскую и по магазинам, ездить с ней на поезде и играть в детский сад. Так  малыш отражает в своей игре собственный жизненный опыт, учится бережно относиться к кукле-дочке.

Если сюжета в игре не получается, помогите ребёнку вопросом: «Твоя, Оля, наверное, хочет пить?». Затем покажите, как нужно напоить Олю: достаньте кружку, понарошку налейте воды и напоите куклу. Комментируйте каждое своё действие.

Позаботьтесь и о том, чтобы среди игрушек у малыша было достаточно таких, с помощью которых он может изображать те действия взрослых, которые он видит, — куклы, посуда, мебель, кукольная одежда, наборы инструментов (например, «Доктор Айболит»). Кроме того, предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», простая коробка из-под обуви может быть телевизором или микроволновкой. Чем больше «игрушечных» трудностей малыш преодолеет, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и в различных ситуациях, сможет воспользоваться во взрослой жизни. Будьте уверены: такая хозяйка (или хозяин) и во взрослой жизни не растеряется, выйдет из положения в любой ситуации.

Относитесь к игре ребёнка очень бережно, помня, какой это важный процесс для становления будущего человека. Даже накормить ребёнка можно, пригласив «маму с дочкой» в гости к себе на кухню или все вместе сходите в кафе, где обсудите все новости. Таким образом, игра не прервется, а продлится и станет интереснее.

Приучайте  малыша доводить начатую игру до конца, преодолевать небольшие препятствия, которые по ходу игры могут возникнуть. Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп?», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.

Важно вызвать ребёнка на самостоятельное придумывание содержания игры и способов выполнения роли, при этом помните, хозяином положения в игре всегда должен быть ваш малыш. Он самостоятельно должен подбирать необходимые атрибуты или предметы заменяющие их (кубик-кружка, кирпичик-пирожное). Не мешайте ему играть, но, заметив какие-либо затруднения, помогите продлить и разнообразить игру, предложив дополнительную игрушку или задав вопрос, который побудит малыша усложнить игру, сделать ее более длительной, интересной. Например, вы напомните, что куклу, прежде чем укладывать спать, надо умыть или поинтересуйтесь, не заболела ли «дочка», не желает ли она сходить в магазин, тогда в игре разворачивая сюжет «в магазине» или «в больнице», а ваш ребёнок с удовольствием продолжает играть.

Помните, семья — это первое связующее звено между человеком и обществом, тем богатством, которое оно накопило и которое ему предстоит освоить. Вот почему Ваша совместная с ребенком деятельность (предметная и ролевая игра, продуктивные творческие занятия, спорт) сейчас особенно важна не только для развития его умственных и физических способностей, но и для позитивного воспитания, сохранения «мира в семье».

Играйте вместе и с удовольствием!

 

http://dohcolonoc.ru/roditel

 

Развитие игровых действий у детей 3 года жизни
(консультация для родителей)

Игра – это самостоятельная деятельность детей. Поэтому она требует особенно тактичного и задушевного руководства со стороны воспитателей. Детей младшего дошкольного возраста следует учить самостоятельно играть в разные игры (дидактические, сюжетные, сюжетно ролевые, строительные, подвижные). Вместе с тем в этом возрасте закладываются основы и других видов самостоятельной деятельности, необходимые для всестороннего развития личности ребёнка. К ним относятся овладение общими движениями (ходьбой, бегом, лазаньем и другими) и совершенствованием их, элементарные практические действия (в основном трудовые действия по самообслуживанию). Самостоятельное рассматривание книг, картинок, наблюдение за окружающими, общение со взрослыми, сверстниками, первые попытки музыкальной и изобразительной деятельности.

 

Отобразительные и сюжетно-отобразительные игры, которые предшествуют сюжетно-ролевой игре, вначале очень кратковременны. Длительность игры 3-10 минут. Игра с сюжетными игрушками создаёт благоприятные условия для формирования умения осознанно действовать, создавать образы. Она выполняет развивающую (среду) функцию, если формируется взрослыми с учётом закономерностей её развития, как самостоятельной деятельности детей и организуется по принципу игровых задач. Способы решения игровых задач – это разные игровые действия и заменяющие их жесты слова. Игровые средства – игрушки, предметы заместители и слова, обозначающие отсутствующие в данный момент предметы.

 

Развитие способов игрового воспроизведения действительности проходит следующие этапы:

1. Дети овладевают предметно-игровыми действиями с сюжетно-образными игрушками. Все условия для игры готовит взрослый.

2. Затем проходят к игровым действиям с предметами – заменителями и с воображаемыми предметами. Первые действия с воображаемыми предметами носят развёрнутый характер. Ребёнок пальцами руки передаёт форму и размер какого-либо воображаемого предмета (конфету он берёт тремя пальцами, яблоко – раскрыв всю ладонь).

3. Подобные действия, обобщаясь, свёртываются и превращаются в указательный жест в направлении игрушки.

4. Дети не производят знакомые действия, но обозначают их словами (куклы уже поели, поспали). Они самостоятельно готовят условия для игры, совершая при этом более трёх подготовительных действий, перед кормлением готовят обед, накрывают на стол, старательно усаживают их за стол и т.д. Овладевая средством замещения. Более сложными способами решения игровых задач. Малыши могут играть парами, а иногда и по 4 человека.

 

Для развития игры, важно формировать умения принимать от взрослого игровые задачи, научить детей ставить и самостоятельно решать поэтапно, усложняющимися способами и средствами. Для того, чтобы дети играли в ту или иную игру, они своевременно должны получать впечатления, питающие игру, усваивать смысл действия людей, назначение предметов.

 

В повседневной жизни и во время специально организованных занятий, с взрослыми детьми должны рассматривать, обследовать безопасные предметы обихода. При этом взрослому следует подчёркивать основные свойства предметов, показывать, как действовать с ними, кратно выделяя словами их назначения (чашка – пить, кровать – спать и т.д.). таким образом взрослый расширяет запас понимаемых сов, формирует активный словарь, обогащает практический опыт каждого ребёнка. Это такие занятия: «У Мишки болят зубы», «Одевание куклы на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки», «Кукла обедает» и т.д.

Формы расширения практического опыта могут быть разными: наблюдение в группе, на участке, в спальне, в раздевальной комнате (например: детям предлагают рассмотреть внимательно, как и что они надевают, собираясь на прогулку).

 

Индивидуальные поручения (принести знакомый предмет, игрушку, книгу). Наблюдения за простыми действиями взрослых и других детей в быту (взрослый кормит детей, укладывает спать, моет посуду и т.д.) посильное участие детей в уборке игрушек, помощь в накрывании стола. Опыт детей обогащается и через занятия по развитию речи, например: чтение отрывка «Доктор Айболит», потешки «Водичка - Водичка», «Наша Маша маленькая», «Кисонька - мурысонька». Чтение стихов «Баю - баю», «Наша Таня», «Бычок» А. Барто и т.д.

 

Рассматривания сюжетных и предметных картинок (предметы обихода, посуда, одежда, мебель, т.д.) «Купание куклы Тани», «Кукла обедает», «Кукла гуляет».Показы инсценировки «Кукла Катя пошла в гости», «У Мишки болят зубы». Отыскивание и принятие предметов, а также игры драматизации и игры занятия со строительными материалами.

 

Дети 3 года жизни рекомендуется побуждать наблюдать в быту за подготовкой взрослого к осуществлению какой-либо задачи, посмотреть как и что делает няня, прежде чем накормить ребят. Обращать внимание детей на поведение взрослых животных и их детёнышей, людей и животных. Наблюдать совместный труд 2-х - 3-х людей. Общение (продавец – покупатель, врач – больной, хозяйка – гость, мама – дочка). Наблюдать за поведением шофёра на улице (протирает стёкла, заводит машину, уезжает).

 

Наблюдать как и для кого строят дома. Так у детей накапливается и обогащается опыт практической деятельности, возникает потребность воспроизводить их в игре. Задача воспитателя содействовать тому, чтобы они подрожали хорошему примеру, чтобы у них складывались правильные представления. Формировались положительные качества. Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре.

 

Нужны и обучающие игры, чтобы дети эмоционально приобщались к смысловому содержанию игровых задач, в месте со взрослыми учились ставить интересную воображению цель, искали способы и средства для её достижения. Обучающие игры должны быть обязательно новым занимательными, интересными, с сюрпризом, потому что это форма передачи игрового опыта, где ведущую роль играет своевременное изменение игровой среды подбор игрушек и игрового материала.

 

Детям нужны куклы, игрушечные животные, сюжетно-транспортные игрушки, строительный материал, игрушки отображающие предметы повседневного обихода, элементарного труда и культуры (посуда, мебель, телефон, холодильник, музыкальные инструменты, одежда). В процессе игры нужно ставить ребёнка в такие условия, чтобы он использовал различные по образному содержанию игрушки.

 

Для детей 3 года жизни создаются такие игровые ситуации, в которых ребёнок выполняет взаимосвязанные игровые задачи. Например: перед кормлением кукол - приготовить обед, сходить в магазин за покупками. Таким образом способ решения одной и той же задачи (кормление кукол) изменяется, благодаря постепенному усложнению условий игровой задачи. Для развития речи важно, чтобы ребёнок не только принимал и выполнял игровые задачи с предметами заместителями и воображаемыми предметами, но и сообщая другим, что он собирается делать.

 

Для этого необходимо побуждать обращаться к воспитателю, детям по поводу своих действий. Постепенно у ребёнка развивается инициатива в постановке игровых задач, появляются первые игровые замыслы.

 

 

 

 

 

 

 

http://dohcolonoc.ru/roditel

 

«Игра в жизни ребенка»

Как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок восхищается умением взрослых строить песочные замки, но воспринимает как друга только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с ребенком, так как этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с тем, же интересом, что и ребенок.

Известно, что лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд преимуществ. Она является важным средством контроля в жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.

Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются результата в игре, руководствуясь определенными правилами. Интерес к качеству игровой задачи проявляется: аккуратно сложить узор, верно, подобрать картинку и так далее.

Особенно большой интерес для детей представляет ролевая игра. Она захватывает их своим содержанием, мотивами и занимательностью сюжета. Такая игра при умелом руководстве существенно изменяет характер поведения детей. Но что бы она полностью оправдывала себя, необходимо выразить в игре красоту человеческих отношений и систематизировать детские представления об окружающем. Дети способны на интересную выдумку, сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива, если она поддержана и получает развитие, оказывает огромное влияние на воспитание как личности одного ребенка, так и всего детского коллектива.

Можно выдел

Пятница, 19.10.2018, 10:20
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 17
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Санкт-Петербург © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz