ГБДОУ ДС №6 г.Санкт-Петербург
 Мельник Ирина Николаевна

 

              

ПРИНЯТ:                                                                                 УТВЕРЖДЕН:                                                                                      

на педагогическом совете                                                      Заведующий ГБДОУ д/с №6

ГБДОУ  детский сад №6                                                         __________(В.К.Куприянова) 

Протокол № 6 от 18.05.2016г.                                                Приказ № 33 от 18.05.2016г.

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Календарь народных летних праздников

(для использования в летний оздоровительный период)

Автор:  Мельник И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2016г.

Цель: Познакомить детей с народными летними праздниками, приобщить их к истока русской народной культуры, привить любовь к родному краю.

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: развивать коммуникативные навыки детей, способствовать сплочению коллектива.

Познавательное развитие: Расширить представление детей о русской народной культуре, обрядах

Речевое развитие: Расширить словарный запас, работать над дикцией.

Художественно-эстетическое развитие: Развивать творческие, музыкальные, способности детей, прививать любовь к русской народной музыке

Физическое развитие: Развивать физическую активность.

Название праздника

Сроки проведения

Описание

Народные обряды

Рекомендации для воспитателей

Семик

Четверг  перед Троицей

Семик (Зелёная неделя, Русалочья неделя) — старинный русский женский обрядовый праздник.

Считалось, что на Семик русалки появляются на берегах рек, в лесах и рощах и качаются на ветвях деревьев

Запрет на купание.

Девичьи гуляния,

завивание березки,

кумление.

Обрядовая трапеза - яичница, пироги, каша.

Хороводы.

 

Водить хороводы, плести венки, привязывать ленточки к берёзке.

Троица

50-й день после Пасхи

Этот день именуется Троицей потому, что именно сошествие Духа явило нам попечение всех лиц Триединого Бога о мире: сотворение Богом Отцом, искупление Богом Сыном и освящение мира Богом Духом Святым. Не случайно день Святой Троицы именуется также днем рождения Христианской Церкви.

 

На Троицу поминали предков.

Также прославляли и расцветающую природу. Символом этого расцвета была молодая березка украшение зеленью домов

развивание березки

гадание на венках

 

 

Собирать букеты, хороводные игры.

Иван Купала

7 июля

Праздник летнего солнцеворота.

Существуетлегенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника;

 Купальские праздники завершали пору языческих свадеб.

 

 

Разжигание огня, прыжки через костёр,

скатывание колеса,

поверия, что деревья в эту ночь говорят, что травы, собранные на Ивана Купала обладают чудодейственной силой; гадания на букетах о свадьбах,

смельчаки искали цветущий папоротник.

 

Прыгать через воображаемый костёр, подвижные игры.

День Петра и Февроньи.

                    День семьи, любви и верности

 

8 июля

Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака.

Это день первого покоса.

 

 

К муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье.

После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви.

Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно.

Игры с водой, хороводные игры.

Петров день.
                   Пётр и Павел

12 июля

В древности праздник этот посвящался солнцу. Существовало предание, что утром солнце "играет".

Еще со времен древних принято было устраивать гулянья, непременным атрибутом которых были качели - выше взлететь к солнышку. Гулянья оканчивались общей трапезой.

Заклички для солнышка, качание на качелях, хороводные игры.

Ильин день

2 августа

Славный пророк Илия почитался нашими предками распорядителем и благодетелем грозных сил природы, особенно молний и грома

С Ильина дня воды стынут – конец купанию.

 

На Илию всегда бывает весёлый праздник – в поле работать опасно, непременная в этот день гроза может привести к несчастью.

Крестьяне верили, что в Ильин день звери и гады выходят и выползают из своих нор и бродят по лугам и лесам, поэтому выпускать скотину на луг не следовало, чтобы ее не растерзали хищники и не ужалили змеи. Считалось, что в диких животных вселяются злые духи, и только гром Ильи Пророка может прогнать их. Также в этот день старались не пускать в дом собак и кошек — говорили, что это может привлечь к избе молнию.

Подвижные, хороводные игры.

Спас

14 августа – Первый Спас -Медовый.

 «Спас» образовалось как сокращение от «Спаситель». Так в церкви принято именовать Христа за спасение человеческого рода.

Начало сбора меда на пасеках.

Принято печь медовики, пряники и пить квас, причем все с медом. По старинным традициям важно угощать друг друга этим продуктом пчеловодства и раздавать его на паперти бедным.

Хороводные игры, угощение медовыми пряниками.

19 августа –Второй Спас - Яблочный

Начинается сбор урожая в садах.

В этот день впервые разрешалось есть яблоки, которые символизировали жизненную силу, красоту, вечную молодость,

пекли пироги из первого урожая яблок, варили из них компоты и приглашали гостей,

наблюдали в этот день заход солнца. Выйдя вечером на пригорки, пели песни и плясали.

Юные девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки

 

Хороводные игры, песни, угощение яблоками.

29 августа – Третий Спас - ореховый

Этот праздник символизировал начало сбора лесных орешков, иначе называемый еще хлебным, поскольку в это время завершалась жатва

в этот день впервые пекли пироги из хлеба нового урожая.

Принято святить новые колодцы и чистить старые перед зимой.

Кроме того, следует пить воду из подземных источников, которая в этот день считается целебной. Также нельзя оставлять недоеденный хлеб или тем более его выкидывать.

На каждом столе должно присутствовать блюдо с орешками, которыми необходимо угостить всех родных и близких людей.

Хороводные игры, угощение орехами.

Успение Богородицы

28 августа

Успение - важнейший праздник, который крестьяне посвящали окончанию жатвы и встрече осени.

После окончания жатвы устраивались складчины – коллективные пиры, продолжавшиеся до недели. Устраивались ярмарки, торжки

 

Повсеместно было в обычае оставлять на пороге горсть несжатых колосьев, которые завязывали узлом.Рядом в землю закапывали печеный хлеб и соль, варили пиво, пекли пироги и сзывали родных и соседей на пир.

начиналась заготовка ранних запасов впрок.

 

Хороводные игры.

 

                    

консультация для родителей

                     «Что такое МУЗЫКАЛЬНОСТЬ»

 

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен...

Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

 

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь

К собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса,  листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.

 

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.

 

 Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

 

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

«Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги.

Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Итак, постарайтесь запомнить главное:

 

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,

тем более музыкальным он становится,

чем более музыкальным становится,

тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 

Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада, звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

Консультация для родителей ясельной группы.

Как научить малыша подпевать?

Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.

Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.

Старайтесь не искажать мелодию.

Пойте негромко.

Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.

Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Маленькая птичка».

 

Маленькая птичка прилетела , к нам, к нам, к нам.

Маленькой птички зернышки я дам, дам,

Маленькая птичка зерншышки клюет, клюет, клюет.

Маленькая птичка песенки поет, поет, поет,

 Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

 

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении:  это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:

 

1. Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки,

Хлопали в ладошки,

(После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением. )

Хлопали немножко. Да!

Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков.

Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.

 

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.

 

Вот наш Бобик, славный пес. Ав! Ав!

Белый лобик черный нос. Ав! Ав!

Бобик, Бобик лапку дай. Ав! Ав!

Сядь на коврик и не лай. ( грозим пальчиком)

 

Ребенок не только слушает песенку, но его «Ав!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама.

Ещё шажок вперед.

 

Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка).

 

Поет, поет моя Танечка,

Поет, поет хорошая,

Хорошая, пригожая.

Поет, поет свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).

 

Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним.

Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.

 

Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.

 

 

Музыкальное развитие малыша:

вместе весело играть...

 

  Музыка - это гармоничный мир, полный светлой радости и тихой печали, бесшабашного веселья и спокойной, созидающей энергии. Каждый может найти в музыке что-то свое, необходимое только ему. И чтобы это произошло, надо только как можно раньше приоткрыть таинственную дверь и показать маленькому человечку ступеньки-этапы, ведущие к вершине.

 

Один из этапов в музыкальном развитии малыша наступает тогда, когда он начинает извлекать звуки из музыкальных инструментов. Причем, если говорить об использовании погремушек, то они скорее вредят формированию музыкального слуха, поскольку их звучание трудно назвать мелодией.

С 4-5 месяцев у ребенка просыпается наибольший интерес к звукам и их воспроизведению. Именно в этом возрасте следует дать малышу в качестве игрушки синтезатор (использование синтезатора возможно только тогда, если при надавливании на одну клавишу инструмент издает один звук-ноту, а не целую мелодию). Можно также дать ребенку любой другой музыкальный инструмент. Более 100 лет назад была доказана прямая связь между развитием мелкой моторики руки и интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому сначала мы используем клавишные и струнные инструменты (гитару, балалайку), благодаря игре на которых и развивается мелкая моторика руки. Затем, уже в возрасте 7-8 месяцев - духовые инструменты (например, дудочка). Игра на подобных инструментах способствует развитию органов дыхания и, соответственно, улучшению снабжения мозга малыша кислородом. Пусть ребенок случайно ручкой заденет клавиатуру или струны и обнаружит возможность извлекать звуки. До полутора-двух лет ребенок должен вволю "набренчаться" на музыкальных инструментах.

Чтобы привить ребенку вкус к музыке, не нужно быть музыкантом, нужно только хотеть этого.

Однако для того, чтобы обучать ребенка музыке, необходим профессиональный подход, поэтому лучше обратиться к преподавателю. Но в этой статье я стремлюсь показать, что может делать любой из родителей для музыкального развития малыша, независимо от его собственного уровня музыкального образования.

 

В ХХ веке три музыканта исследовали процесс обучения музыке: немец Карл Орф, японец Синити Судзуки, француз Морис Мартено. Все они пришли к выводу, что музыке надо обучать с самого раннего детства. Карл Орф разработал методику группового обучения музыке, основанную на ритмических упражнениях и игре на ударных инструментах. Судзуки и Мартено создали методики индивидуального обучения.

По методике Судзуки, обучение проводится путем имитации и на слух. Сольфеджио дается по его методике позже: когда ребенок уже умеет играть на музыкальном инструменте, он может учиться читать нотную запись. Чтение нот - тоже музыка. Музыка - это язык, на котором нужно уметь пересказывать тексты (исполнять чужие произведения), читать (знать нотную грамоту) и говорить (импровизировать).

Метод Мартено включает три этапа:

1) ребенок, подражая взрослому, воспроизводит ритм или мелодию;

2) ребенок узнает, как записать этот ритм или мелодию;

3) ребенок учится читать варианты этого ритма или мелодии.

 

Опыт других педагогов показывает, что нотную грамоту можно преподавать и одновременно с обучением игре на инструменте, когда малышу годик-полтора. Но это обучение происходит в игровой форме. Например, Лена Данилова, московский педагог-методист, предлагает писать партитуру в виде разноцветных геометрических фигур, где каждая фигура соответствует определенной ноте - клавише фортепиано. Каждая нота отмечается своим цветом (на каждую клавишу наклеивается кружочек или квадратик своего цвета). Самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. В природе все гармонично: семь нот, семь цветов радуги:

"До" - красный, "Ре" - оранжевый, "Ми" - желтый, "Фа" - зеленый, "Соль" - голубой, "Ля" - синий, "Си" - фиолетовый. "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Надо придерживаться этого принципа цветов и нот всюду в нотной записи, на других инструментах.

 

До начала обучения нотной грамоте надо дать малышу почувствовать различие между высокими и низкими звуками, причем это можно сделать с использованием различных предметов: двух колокольчиков, хрустального бокала и кастрюли и др. Можно изобразить это различие с помощью звуков голоса (слово "высокий" произнести на высокой ноте, "низкий" - на низкой), чтобы малыш еще лучше почувствовал разницу между ними. Эффективно использовать ксилофон для различных игр с ребенком. Играйте на нем любые мелодии, короткие музыкальные фразы, можно просто гамму.

Можно сочинить дополнительный язык общения с малышом - язык музыки. Для начала необходимо использовать язык простых звуков, извлекаемых из ксилофона или другого музыкального инструмента.

Привычку к импровизации надо воспитывать с раннего детства. Можно пропевать то, что говорите, свой разговор с ребенком. Родители напевают малышу вопрос, а подросший малыш поет ответ.

 

С восьми- или девятимесячным ребенком можно играть в игру, которая поможет постепенно сформировать "опорные музыкальные образы". Просите ребенка, чтобы он сыграл, как бежит заяц, волк, медведь, летит птичка и другие знакомые ему животные. Так, если малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему "танец" медведя с рычанием. Если ребенок стучит по клавишам высоких звуков - покажите ему мышку.

Затем следуют более сложные "произведения": "Сыграй, как зайчик бежит, и вдруг за ним погнался волк". Можно ребенку продемонстрировать, как это сыграть.

Для тех, кто знает нотную грамоту, стоит как можно раньше начать рисовать с ребенком ноты, показывать клавиатуру. Обучать игре по нотам можно приблизительно в возрасте 1,5 года.

 

Следующие музыкальные игры предназначены для ребенка в возрасте год-полтора:

1) "Аккомпанемент": нарисовать ограниченную часть клавиатуры музыкального инструмента и указать кружочком клавишу, которую малыш должен нажать, а родители или поют птицей, или рычат, как медведь.

2) "Плясуны": ребенок нажимает клавишу, а родители весело изображают подходящего по звуку животного.

3) "Концерт": устраивать маленькие домашние концерты. Ребенок играет на каком-нибудь инструменте, а все взрослые радуются и аплодируют.

4) "Студия звукозаписи": записывать на магнитофон звуки, воспроизводимые ребенком, а потом всей семьей прослушивать запись. К полутора годам можно научить и самого малыша пользоваться диктофоном, нажимать кнопки записи и проигрывания.

Все игры направлены на то, чтобы ребенку было хорошо и радостно на занятиях музыкой: это должно быть превращено в непрерывную развивающую игру. Самый большой интерес к музыке появляется у ребенка с двух до трех лет, и это надо максимально использовать.

 

И, наконец, следует также иметь в виду, что формирование слухового аппарата занимает 2-3 года, совершенное владение абсолютным слухом и музыкальной композицией проявится у ребенка позже: просто и естественно. Поэтому никогда не следует говорить малышу, что он поет фальшиво. С психологической точки зрения правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Человек, про которого говорят, что "ему медведь наступил в детстве на ухо", как правило, имеет заниженную самооценку и негативный "Я-образ".

Безусловно, музыкальные способности тесно связаны с эстетическим и интеллектуальным развитием человека, а обучение музыке - действительно, воспитание души ребенка. И об этом никогда не стоит забывать.

Игроритмика http://dou6spb.ucoz.ru/igroritmika.docx

Домашний кукольный театр как средство научить ребенка общению http://dou6spb.ucoz.ru/domashnij_kukolnyj_teatr_kak_sredstvo_nauchit_rebe.doc

Вторник, 24.10.2017, 07:05
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Санкт-Петербург © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz